Родился Козьма в семье мастерового Полевского медеплавильного завода Дмитрия Фролова. Не чаяли родители, что станет впоследствии их сын большим человеком, и назовут его крупные учёные многих стран "выдающимся русским гидротехником и изобретателем в области горнозаводского дела". А громкую славу принесёт ему построенный им на Алтае "могучий по размаху завод-автомат" - "несравненный образец инженерной мысли 18-го века".
Окончив при Полевском заводе словесную и арифметическую, а в 1744 году, в Екатеринбурге, - горнозаводскую школы, восемнадцатилетний Козьма направляется "горным учеником" на Березовские золотые промыслы.
В 1744 - 1758 годы юноша проходит суровую и полезную для его ума школу трудовой жизни. Участвует писарем в сплаве по Чусовой и Каме каравана коломенок с продукцией промыслов на ярмарку в Нижний Новгород, занимается добычей и обработкой медной руды на Гумёшевском руднике, в составе разведывательных партий ведёт поиск свинцовой руды по берегам Чусовой и самостоятельно ещё и других полезных ископаемых.
Из учеников Козьму переводят в мастеровые - "берггауеры", и он занимается "строением и вождением коннодействующих выливатель-ных машин". Затем ему присваивают звание "унтерштейгера", а позднее и "штейгера", что соответствовало званию унтер-офицера и должности мастера-смотрителя рудника или горного техника.
В ту пору промышленность Урала только начинала развиваться, и ей были очень нужны сметливые люди. Для продолжения учёбы Берг-коллегия посылает Фролова на металлургические заводы Олонецкой губернии, а затем - в Финляндию на поиск свинцовых руд.
В 1759 -1762 годах К.Д.Фролов руководит горными заводами Березовских золотых промыслов, строит на Уктусском заводе небывалую по производительности промывальную машину. Берг-коллегия поручает ему, унтер-офицеру, должность чина 8 класса бергмейстера (майора, старшего горного инженера) и ставит во главе всех Екатеринбургских золотых промыслов. Это было оказанием высокой чести и доверия, как умелому изобретателю и строителю ряда гидротехнических сооружений.
На Алтае он, вероятно первым в стране, построил двухкилометровый деревянный рельсовый путь для подвоза руды от мест её добычи к заводу. Не исключено, что именно здесь сошлись в 1766 году пути Фролова с изобретателем первой в России паровой машины Ползуновым.
За заслуги перед Отечеством Козьме Дмитриевичу Фролову был присвоен чин берг-гауптмана 6 класса, что соответствовало званию полковника. Он был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени и назначен директором всех Колывановских заводов.
До самой кончины Фролов не порывал связей с полевчанами, откликался на их нужды. Именно им была разработана штанговая гидросистема, приводившаяся в действие падающей из Штанговского пруда в Северский пруд водой, и даже в 19 веке помогавшая спасать шахты Гумёшевского рудника от затопления.
У Козьмы Дмитриевича было много помощников и последователей, в том числе и сыновья Павел (1770 -1815) и Пётр (1775 - 1839).
Умер Козьма Дмитриевич 21 марта 1800 года, похоронен в алтайской столице - Барнауле.
Алексей КОЖЕВНИКОВ, директор производственно-технического музея завода.
Источник:
Кожевников, А. Великий сын России / А. Н. Кожевников // Северский рабочий. – 2006. – 8 июля (№ 26). – С. 7.