Проект по организации библиотечного обслуживания детей до трех лет в сельских библиотеках МБУК «ЦБС» Полевского городского округа.
«Исследования умственного развития раннего возраста показывают, что беседы, пение и чтение детям до трех лет могут иметь воздействие на их речь и язык. Среда, окружающая ребенка, значительно влияет на развитие его навыков «до-чтения»… Раннее знакомство с библиотекой делает более комфортным общение с ней, вызывает желание обратиться за помощью, увидеть в библиотеке место, где можно искать ответы на вопросы… Предоставляя широкий круг материалов и мероприятий, публичные библиотеки дают возможность детям до трех лет и тем взрослым, которые их опекают, найти гостеприимное место, располагающее обучающими ресурсами, специально для них подобранными, где они могут с удовольствием позаниматься со стихами, песенками, картонными книжками и тактильными книжками из различных материалов, которые лучше всего подходят для этой возрастной группы… Особое внимание должно быть уделено потребностям сельских детей» (Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по обслуживанию детей до трех лет, 2007 г.)
Совсем недавно объектом внимания библиотеки стала сельская семья как единое целое. Было замечено, что в сельских семьях лидерами чтения являются дети. Эта особенность учитывается в работе библиотек, стремящихся через книгу, чтение объединить семью. С этой задачей успешно справится сельский библиотекарь, хорошо знающий каждого из своих читателей.
Но если раньше библиотеки посещали семьи с дошкольниками, в основном уже умеющими читать, сегодня признано, что ребёнка надо поощрять пользоваться библиотекой с самого раннего возраста. А для этого необходимо создание в библиотеке специальной комфортной зоны, где вниманию будущих родителей будут предлагаться книжные новинки по психологии и здоровью беременной женщины, уходу за младенцами, а также литература, которую можно почитать малышам.
Сельская библиотека сегодня выполняет целый ряд функций: информационную, рекреационную, социализирующую. В условиях отсутствия Центров раннего развития детей на селе, а в некоторых селах и детских садов, перед сельскими библиотеками встает новая задача – содействие развитию детей до 3 лет и оказание информационной помощи будущим родителям и родителям малышей, проживающих в селах Полевского городского округа.
Общая цель проекта
Создание комфортного библиотечного пространства в сельских библиотеках муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Полевского городского округа для будущих мам, детей до трех лет и их родителей.
Соотношение проекта с долгосрочными задачами организации:
В ходе реализации проекта решаются задачи: привлечение новых читателей, развитие их читательской активности.
- Создание зоны комфортного библиотечного обслуживания в сельских библиотеках для будущих мам, детей до трех лет и их родителей;
- Вовлечение и обучение родителей чтению вслух, использованию книг и своих родительских способностей для развития ребенка и подготовки его к обучению чтению, пользованию ресурсами, соответствующими возрасту их детей, которые им предлагает сельская библиотека;
- Информирование родителей о важности чтения вслух для развития языковых навыков и навыков чтения;
- Содействие развитию речи детей до трех лет;
- Содействие творческому развитию детей до трех лет.
Уникальность проекта по сравнению с уже существующими работами в данной области
Есть опыт работы с данной категорией жителей Полевского городского округа в городских библиотеках (авторский проект, отдельные мероприятия).
В сельских библиотеках такая планомерная работа начнется впервые.
Социальные группы, на которые рассчитан проект
Будущие мамы, дети от рождения и до трех лет и их родители, проживающие в селах Полевского городского округа.
Деятельность в рамках проекта
Библиотеки-участницы проекта:
- Зюзельская поселковая библиотека № 3 (п. Зюзельский, ул. Красноармейская, 12)
- Полдневская сельская библиотека № 4 (с. Полдневая, ул. Демьяна Бедного, 11)
- Мраморская сельская библиотека № 5 (с. Мраморское, ул. 1 Мая, 34)
- Станционная сельская библиотека № 6 (п. Станционный-Полевской, ул. Гагарина, 3)
- Кургановская сельская библиотека № 8 (с. Курганово, ул. Ленина, 70)
Срок реализации проекта: июнь 2015 года – май 2016 года
№ п/п
|
Мероприятия
|
Дата
|
1
|
Подготовка библиотекарей
|
1.1.
|
Лекции и занятия с психологом
|
Июнь, август 2015 года
|
1.2.
|
Лекции и занятия с заместителем директора МБУК «ЦБС» по работе с детьми
|
Июнь, август 2015 года
|
2
|
Создание комфортных зон в сельских библиотеках МБУК «ЦБС»
В п. Станционный-Полевской
В п. Зюзельском
|
2.1
|
Приобретение мебели: Комплект для каждой библиотеки:
- шкаф угловой - 1 шт.
- шкаф - 1 шт.
- стул на металлокаркасе регулируемый - 6 шт.
- стол Ромашка - 1 шт.
|
Август 2015 года
|
2.2.
|
Приобретение книг:
- Психолого-педагогическая литература для родителей, связанная с периодом беременности, родов, воспитанием и развитием младенцев;
- Книги для детей от 0 до 3 лет (книжки-игрушки, потешки, колыбельные, и др.)
|
Август 2015 года
|
2.3.
|
Оформление подписки на журнал «Для самых-самых маленьких»
|
Июнь 2015 года
|
3.
|
«Здравствуй, здравствуй, Книжкин дом!». Открытие уголков.
С участием будущих и уже мам и малышей. Запись в библиотеку
|
Сентябрь 2015 года
|
4
|
Акция «Малыш родился» Поздравление с рождением малыша, приглашение в библиотеку
|
В течение всего периода
|
5
|
«Мамина библиотека». Информация для будущих и уже мам (беседы, выставки, буклеты, списки)
|
В течение всего периода
|
6
|
«Книжный сад для малышей». Занятия с малышами от 1 года до 3 лет
|
Октябрь 2015 года – май 2016 года
|
Ожидаемые результаты проекта
Предполагаемый результат реализации грантовой программы. Предполагаемый метод оценки эффективности проекта.
Предполагаемое увеличение количества пользователей сельских библиотек МБУК «ЦБС» на 17 %.
Деятельность после завершения гранта. Ее обеспечение с финансовой точки зрения.
Созданная в результате реализации проекта база позволит сельским библиотекам и дальше работать в этом направлении, привлекая новых читателей данной категории. А в результате первого опыта общения с малышами и их родителями будет разработана подробная программа работы.
Результаты проекта