Муниципальное Казенное Учреждение Культуры
Наши проекты

Афиша

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Случайное фото

Перелистывая номер 4

Готовясь к обзору,  я выделила несколько рубрик: правовое просвещение, информационные технологии, продвижение чтения и привлечение читателей, кадры, служба методиста и патриотическое воспитание. И представить вашему вниманию статьи из журналов я бы хотела в этом порядке

Журнал Библиотека. – 2012. - № 4. Полностью посвящен Пермскому краю и работе пермских библиотек. В 2012 году XVII Ежегодная конференция РБА проходила именно в Перми.

Правовое просвещение

  В субъектах РФ уполномоченный по правам человека призван содействовать правовому просвещению жителей региона. Осуществлять защиту интересов граждан в случае их нарушения органами власти, местного самоуправления или должностными лицами. Практика деятельности этого нового для нашей страны института показывает, что причина многих проблем жителей состоит в их правовой неграмотности, бессилии, неумении представить свои интересы в судах и органах власти. В виду наличия этих проблем в Пермском крае появилась идея создания  на местном уровне таких технологий информирования граждан и взаимодействия власти и населения, чтобы человек чувствовал себя осведомленным и защищенным, а органы местного самоуправления строили свои отношения с людьми на понимании и доверии. Так были инициированы два проекта, которые представляет Татьяна Марголина, уполномоченная по правам человека в Пермском крае в статье «Центр гражданской активности – ресурс социального развития» (Библиотека. – 2012. - № 4).  Первый  из них – «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения» - обеспечивает оказание бесплатной юр. помощи некоммерческими правозащитными организациями. Прием заявлений на консультации и информационно-рекламная деятельность по проекту осуществляется сотрудниками публичных центров правовой информации муниципальных библиотек. Второй проект – «Расширение сферы открытости  и гражданской активности на местном уровне» - ориентирован на создание новых технологий взаимодействия власти и населения через центры правовой и гражданской активности районных библиотек. Благодаря инновационным проектам, библиотеки стали местом организации жизни вокруг себя и увидели, что стали центром коммуникации для местных жителей. О новом качестве библиотек и деятельности центров можно узнать, обратившись к данной статье.

 

  Продолжает разговор и делится опытом  работы центра правовой и гражданской активности в Центральной городской библиотеке Пермского края Валентина Новикова в статье «   Путешествие по законодательству. Юридические консультации в режиме реального времени» (Библиотека. – 2012. - № 4).   

 

  Елизавета  Запятая в статье «Деловые люди нуждаются в заботе», представляет  опыт работы с представителями малого и среднего бизнеса в Центральной районной библиотеке Пермского края (Библиотека. - 2012. - № 4.)

 

  Опыт работы Публичного центра правовой информации муниципальной библиотеки города Барнаула представляет на страницах журнала (Библиотека. - 2012. - № 5 Наталья Соболева , зав. библиотекой в статье «Гарантируем юридический ликбез. О свободном доступе к официальным документам». С появлением Публичного центра  в библиотеке значительно расширился социальный состав читателей. Свободный доступ к информации привлекает не только пенсионеров и студентов, но и специалистов различных областей знаний  и домохозяек. На ряду с традиционными формами работы по правовому воспитанию библиотека использует активные и интерактивные методы. Проводятся различные турниры знатоков, аукционы правовых знаний. так же для граждан проводятся Дни правовой культуры, где  предоставляется возможность обучиться работе с поисковыми службами, получить консультацию юриста. Таким образом, повышая качество услуг, корректируя формы работы в соответствии с потребностями пользователей, сотрудники библиотеки стремятся максимально удовлетворить информационные потребности жителей города.). 

  Ольга Селиверстова, зав. Публичным центром правовой информации  в статье ««Парус надежды» на корабле знаний. Урок для детей «Я – ребенок, я – человек» рассказывает о работе Публичных центров правовой информации в муниципальных библиотеках Ульяновской области. Основная задача которых – сделать их деятельность видимой, сформировать позитивный имидж библиотеки. В статье приводятся примеры массовых мероприятий проводимых на базе центра, достаточно подробно представлены партнеры, с которыми центры работают в тесном контакте и способы взаимодействия с ними (Библиотека. – 2012. - № 6)

 

  Программная деятельность по приобщению детей и подростков к юридической и политической культуре – представлена в статье «Правовое пространство юных» сотрудника Липецкой областной детской библиотеки Елены Бураковой (Библиотека. – 2012. - № 6)

 

  Правовое просвещение подрастающего поколения в настоящее время приобрело особенно важное значение. Методические рекомендации "Современные избирательные технологии"  представленные в статье Людмилы Лесных «Почему мы должны голосовать»  (Библиополе. - 2012. - № 5.) помогут библиотекарям подготовить юных читателей к принятию активной гражданской позиции мультимедийными средствами. Автор предлагает варианты оформления помещения и рекомендации по проведению мероприятий. 

Информационные технологии

  Не обходят сотрудники библиотек инвалидов по зрению. Компьютерные технологии помогают инвалидам по зрению получить широкие возможности  доступа к информационным ресурсам. О возможностях такого доступа рассказывают Юрий Савельев и Алексей Викторов, сотрудники Краевой специальной библиотеки для слепых в статье «Мост через пропасть» (Библиотека. – 2012. - № 4). Одним из основных направлений своей деятельности библиотека сделала обучение слепых и слабoвидящих людей компьютерной грамотности.  Так на базе библиотеки создан информационно-консультативный центр. С 2003 года на базе библиотеки проводятся обучающие семинары . Так же библиотека постоянно участвует в конкурсах,  разрабатывает проекты. Так в рамках реализации проекта «Новые горизонты доступного чтения: электронный читальный зал для незрячих пользователей», библиотека выиграла грант. В рамках его реализации Центр был преобразован в Электронный читальный зал с 12-ю автоматизированными местами для незрячих пользователей. Более подробно о деятельности Электронного читального зала и других реализованных программах можно узнать из статьи.

 

  Наталья Редькина представляет статью «Метод Александра Македонского: как не пустить ресурсы на воздух» (Библиотека. – 2012. - № 5). Количество читателей в ГПНТБ СО РАН снижается, но растёт количество пользователей, зарегистрированных через электронные информационные сети. Количество интернет пользователей по всему миру неуклонно растет. К  31 .12. 2011 из 6 930 055 154 жителей планеты пользователями сети являются  2 267 233 742 человека (32.7 %). Россия в списке европейских стран занимает 2 место ( середина 2011 – 59 700 000 чел. 43 %) после Германии. В этих условиях стратегической целью развития библиотеки и основой для реализации информационной функции становится её преобразование в полноценного партнёра сети Интернет, выполняющего роль путеводителя по мощным потокам информации  с использованием современных технологий.  Определение стратегических целей в области технологии зависит от достигнутого библиотекой уровня и во многом определяет стратегическую модель развития учреждения в долгосрочной перспективе. При этом, по мнению автора,  библиотека должна уметь выбрать эффективную стратегию и легко воспринимать новые технологические решения. Применительно к библиотечной сфере автор выделяет такие стратегии: наступательная, оборонительная, имитационная и раскрывает их содержание. Так же в статье затрагиваются вопросы моделирования ИТ – стратегии в библиотеке.

 

  Результаты анкетирования молодежи по использованию ими компьютерных технологий в муниципальной библиотеке представлены в статье сотрудников ЦГБ г. Шахты Ростовской области (Нататья Кургина) «Электроника не против печатных форм? Применение компьютерных технологий и предоставление удалённого доступа к информационным ресурсам» (Библиотека. - 2012. - № 6).В течении двух месяцев специалисты ИБО ЦГБ проводили анкетирование пользователей с целью выявления их информационных предпочтений и улучшения качества обслуживания. Основная часть опрошенных – это молодые люди в возрасте от 21 до 30 лет (65 %). Ответы на вопросы приведены в процентном соотношении. Самым интересным и перспективным был вопрос: «как вы считаете, нужен ли в библиотеке электронный читальный зал?» почти 90 % опрошенных ответили положительно. Приведены несколько примеров: «Да молодежи очень удобно», «Да, если там будет современная литература», «Очень нужен электронный вид книг, это очень удобно», «Да, если будет обслуживаться нормально и компьютеры не буду зависать» и др. полученный результат говорит о целесообразности создания в библиотеке электронного читального зала. Достаточно информативным для самих пользователей был вопрос о том, как часто они обращаются к сайту библиотеки. Ответы «Часто» и «Редко» распределились одинаково – 15 %, 24 % иногда посещают сайт, но большинство – 46 % ответило, что совсем не обращаются за информацией к сайту. Благодаря анкетированию его участники узнали о разнообразных поисковых средствах, о формах получения различной информации, о сайте библиотеки и высказали свое мнение об улучшении уровня обслуживания. Библиотекари выяснили как часто пользователи обращаются в библиотеку, всегда ли удовлетворены поисками необходимой информации и что их не устраивает в процессе оказания услуг (Библиотека. – 2012. - № 6).

 

  Электронные ресурсы собственной генерации библиотеки медицинского университета города Курска, представлены в статье Татьяна Суковатых «Полезный сервис плюс удобный поиск. Формирование баз данных». В статье раскрыты этапы автоматизации и внедрения электронного каталога (Библиотека. – 2012. - № 6).

 

Продвижение чтения и привлечение читателей в библиотеку

  Являясь компонентом культурного ландшафта Пермского края, отвечая стратегии развития региона и вызовам нового времени, библиотеки переосмысливают свои социальные роли и практики, определяют миссию и модель развития современной библиотеки. Стратегию продвижения чтения  в рамках каждой модели библиотек представляет Нина Хохрякова, директор Государственной краевой  универсальной б-ки им. Горького в статье «Школа окнами в завтра: думаем, ищем, воплощаем» (Библиотека. - 2012. - № 4) . В качестве моделей представлены: библиотека – центр чтения; библиотека – центр коммуникации; библиотека – центр местной общественной жизни; Библиотека – центр новых информационных технологий.

  Опыт  работы с молодёжью в Межпоселенческой централизованной библиотечной системы Пермского края представляет Татьяна Шарапова в статье «Школа окнами в завтра: думаем, ищем, воплощаем» (Библиотека. - 2012. - № 4. ) . На базе библиотек созданы различные любительские объединения: литературная гостиная, клуб старшеклассников, школа информационного комфорта и др. в работе с молодежью постоянно используются флеш-мобы, информационные десанты, фотоконкурсы, встречи с писателями, интересными людьми города. Так  сотрудники библиотек и волонтеры провели опрос среди жителей города  на тему «Знаете ли вы как пройти в библиотеку?». 88 % знают, как пройти в библиотеку. Все участники, ответившие правильно получили купон скидку на пользование интернетом в ЦБ.  Для старшеклассников города состоялся час открытого разговора «Образование и карьера: смотри, не ошибись». Учащиеся напрямую могли пообщаться с молодыми людьми, занимающими ответственные посты на предприятиях города. В 2011 году в рамках библиотечного сезона  «Активная осень» под девизом «Движение жизнь» в ЦРБ была оформлена выставка «Знай наших! Спортивный Краснокамск», на которой каждый мог ознакомиться с книгами и статьями о спортсменах фотокорреспондента местной газеты. Героями его снимков стали парни и девушки, активно занимающиеся спортом. Более подробно об этих формах работы и других мероприятиях можно почитать в статье.

  Опытом работы поэтического клуба в сельской павленковской библиотеке Пермской области делиться зав. библиотекой Надежда Красноперова. В статье она рассказывает об участниках клуба и встречах , проводимых в библиотеке.  (Библиотека. - 2012. - № 5.)

  Опыт приобщения детей к чтению, через конкурсы знатоков среди детей в библиотеках Кемеровской области освещает в статье "Что? Где? Когда?" Светлана Хмелевцева, методист ЦБС по работе с детьми г. Прокопьевск (Библиотека. - 2012. - № 5.). Достаточно подробно представлен конкурс знатоков родного края, который с успехом проводят библиотекари на протяжении 7 лет. Задача, которую библиотекари пытаются решить – возрождение у детей и подростков интереса к чтению литературы и желания посещать библиотеку.  Участие в первом туре  - заочное: от потенциальных конкурсантов требуется лишь подготовить и вовремя сдать работу. Все, кто удачно преодолел испытания первого тура, имеют возможность собрать команду единомышленников и сообща участвовать в очном туре состязаний. Задания очного тура становятся настоящим литературным испытанием,  где конкурсантам предлагалось написать мини-сочинения краеведческого характера. Финальным поединком стало импровизированное путешествие по станциям библиотеки. О том, как проходили эти конкурсы и какие еще задания ждали ребят, вы можете узнать из статьи.

  О том, как проходила Всероссийская акция "Библионочь", приуроченная к Международному дню книги, в библиотеках Санкт-Петербурга в статье «Никого будить не пришлось» рассказывает Марина Лемешева, спец. Кор. «Библиополя». Посетителей библиотеки ожидали увлекательные конкурсы, шахматы, квесты, просмотр мультфильмов и мн. другое.

  Продолжает разговор  о библиотечной акции "Библионочь" в Библиотеке им. И. С. Тургенева в Москве Елена Седова в статье "Жажда интеллектуальная, досуг творческий занимают людей по-прежнему..."  (Библиополе. - 2012. - № 5)

  Сотрудники Челябинской ОЮД Алена Чаусова и Александр Шайдуров в статье «Звездный мастрид» (Библиополе. – 2012. - № 6.)представляют электронный проект «КНИГА2, или Совет звездного читателя». Мастрид – список книг для обязательного или ближайшего чтения. Около полу года в ЧОЮБ работает этот проект. Он размещен на сайте и составляет главную изюминку молодежных программ. Проект раскрывает роль чтения  в жизни известных людей из самых различных сфер: литературы, политики, искусства, телевидения. В проекте задаются два вопроса: «какое место чтение занимает в вашей жизни?» и «Что, на ваш взгляд, должен прочитать каждый молодой человек?». О размышлениях звезд, что должен прочитать каждый молодой человек и, как сотрудники выходят на контакт со звездами, вы узнаете из данной статьи.

  Все дети, нравятся они нам или нет, должны получать от библиотекаря одинаковое внимание. Каждый посетитель должен чувствовать, что ему здесь рады, его ждут, ему помогут. Общаясь со школьниками и дошкольниками сотрудники ЦДБ г. Ярославль выделили несколько групп: застенчивые, агрессивные, гиперактивные, больные, обидчивые, демонстративные. Краткий психологический портрет данных групп  и рекомендации общения с такими детьми в статье «Мы должны уметь общаться со всеми» представляет гл. библиотекарь ЦДБ г. Ярославль Надежда Кузнецова (Библиополе. - 2012. - № 6).

  Чтобы понять, в какой социо-культурной среде воспитывается молодое поколение, каковы его предпочтения в чтении художественной литературы библиотеки Курганской области провели социологическое исследование " Читающая молодёжь - надежда нации". Результаты этого исследования представляет Альбина Артамонова библиограф Притобольной ЦБ в статье «Лидируют классики». Объектом исследования стали учащиеся 11 классов школ города. Цель исследования – выявить предпочтения в художественной литературе среди учащихся. 58 % в качестве любимого автора назвали Пушкина. Также литературу каких жанров предпочитают подростки и какие авторы им наиболее интересны, можно узнать, обратившись к статье.  Так же библиотеки проводили социологические исследования военно-патриотической направленности и проблемам взаимоотношения в семье, результаты которых представлены в статье. (Библиополе. - 2012. - № 7)

 

Кадры

  Смотры профессионального мастерства в муниципальных библиотеках - традиционная форма поиска новых ресурсов, выдвижения инноваций, внесения предложений. О том, как проходят такие конкурсы в библиотеках г. Барнаул на страницах журнала библиотека делится директор ЦБС Алла Истомина в статье «Зарядка для ума. Конкурс как поиск свежих идей» (Библиотека. – 2012. - № 6)

  Опыт организации повышения квалификации в центральной детской библиотеке города Ярославля представляет Татьяна Труфанова, гл. библиотекарь ЦДБ в статье «Школа современного руководителя. Систематизация интеллектуальной продукции». В статье представлена модель повышения квалификации и рассмотрено как данная модель функционирует. Также автор коротко представляет основные формы непрерывного библиотечного образования: школы передового опыта, выездные практические семинары, школы мастерства, мастер-классы, дни специалиста и др. (Библиотека. – 2012. - № 6)

  Проектный подход постепенно становится одним из качественных критериев финансирования библиотечной деятельности, а часто и единственной возможностью реализации творческих идей. Способность специалиста грамотно написать программу является ключевым фактором определяющим  его успех на практике. Людмила Корешкова, ведущий методист Томской ОДЮБ делится впечатлениями о том, как проходили областные конкурсы «Книга. Читатель. Библиотека» и «Экология родного края » в библиотеке. В статье кратко представлены названия и цели проектов, выдвинутых на конкурс от библиотек районов (Библиополе. – 2012. - № 5).

  Опыт организации и проведения семинара для библиотекарей на тему "Роль библиотек в формировании ключевых компетенций личности" представляет Валентина Шедегова, заместитель директора Глазовской районной ЦБС (Библиополе. - 2012. - № 7). В статье она рассматривает само понятие компетентность, что включают в себя ключевые компетенции личности, основные характеристики компетенций. И в качестве приложения представлен семинар, на котором библиотекари отвечали на вопросы анкеты «карта профессиональных компетентностей», знакомились с интересным опытом и выполняли практические задания. Все это представлено вашему вниманию в статье.

  В Ивановской областной библиотеке для детей и юношества прошёл тематический конкурс профессионального мастерства среди сотрудников, на лучшую выставку одной книги в наглядном и компьютерном виде. Об этом конкурсе рассказывает Елена Мужикова в статье «Самая, самая, самая…». И в следующей статье Людмилы Цветковой представляют выставку, занявшую третье место «welcome to Аlice -  в гости к Алисе», где в качестве главной темы выбрана книга Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» (Библиополе. - 2012. - № 7). 

  Технология организации и проведения мероприятий представлена вашему вниманию в статье Марины Клочковой библиотекаря ЦГБ г. Тамбова «Как организовать и провести мероприятие». Представлены 4 основных этапа: планирование, подготовка, проведение и анализ результатов (Библиополе. - 2012. - № 5). 

  Пресса - важнейшая категория паблик рилейшинз, способная растиражировать как позитивный, так и негативный материал о библиотеке, так считает Любовь Букатова, зав библиотекой филиалом ЦБС г. Казани и свои мысли высказывает в статье « Корпоративный PR: дух единой команды. Если хочешь, чтобы мир заговорил о тебе, используй СМИ!» (Библиотека. - 2012. - № 5.). В главе «Что может пиар?» автор делает акцент на том, что в библиотеках желательно  создавать группы ПР- сотрудников, которые будут поддерживать связь со СМИ, публиковать в газетах различную информацию, о жизни библиотек, работать в рамках социальных программ, чтобы показать что библиотека активно вовлечена в общественную жизнь города.  И также призывает разрушать стереотип, что библиотекари серые, невзрачные существа посредством приглашения читателей в библиотеки, а если читатель не идет, то выходить самим на улицы и площадки.  И не забывать, что человек не только творец, но и творение культуры.

Служба методиста

В профессиональном сообществе давно обсуждается тема : «Каким должен быть методист?». Понять суть его обязанностей не просто, а отличие от работы на абонементе, где каждый контрольный показатель говорит в защиту библиотекаря. Журнал «Библиотека» объявил дискуссию о методической работе и в данном обзоре будет представлено несколько статье посвященных этой проблематике.

 

  Тамара Калашникова, зав метод отделом г. Шебекино Белгородской области в статье «Мы нужны друг другу, или По ступеням мастерства» представляет результаты мониторинга "Методическая служба: чего Вы ждёте от неё?", в котором приняли участие библиотечные специалисты Белгородской области. Сотрудники методического отдела решили выяснить, какой в понимании коллег должна быть методическая служба, каким должен быть методист и что уметь, какими личностными качествами должен обладать. Из диаграмм видно, что сотрудники хотят видеть инициативного, любознательного и творческого методиста. Основными направлениями работы, согласно мнениям библиотечных специалистов, являются консультативная деятельность, повышение квалификации библиотечных специалистов и инновационная деятельность. Также сотрудники библиотек определили наиболее интересующие их темы, которые зависят от того, какое направление является приоритетным в работе библиотеки. Таким образом, исследование методической службы с помощью мониторинга показало, что ее услуги библиотечным сообществом востребованы. И как библиотекарям нужны идеи и поддержка, так и методистам необходимы опыт и творчество коллег (Библиотека. - 2012. - № 5).

  Профессиональные и личностные качества методиста детской библиотеки представляет в своей статье «Единство трёх "к": компетентность, креативность, контактность» Татьяна Плохотник зам директора по методико – инновационной работе ЦС детских б-к г. Саров Нижегородской обл.  По мнению автора, ключевыми качествами методиста детской биб-ки являются три «К» :  компетентность, креативность, контактность. Примеры компетентности и креативности автор приводит из опыта партнерства библиотеки с юными брейкерами, которые участвуют в мероприятиях и социальных проектах библиотеки. А вот на контактности автор остановилась подробнее и привела примеры проведения мастер классов для специалистов и как результат мастер класса - идею «Чтения - дарения», основанной на методике комментированных чтений О. Громовой и преследующая цель разговора с детьми о книге от своего имени (Библиотека. - 2012. - № 6).  

  Деятельность   Центра областного методического объединения библиотек высших и средних специальных учебных заведений города Шухова Белгородской области представляет Валентина Лавриненко в статье «От замысла - к воплощению. Деятельность центра по развитию специалистов» (Библиотека. - 2012. - № 5)

 

 Патриотическое просвещение

  Обзор книжной выставки, посвященной Александру Трифоновичу Твардовскому, представляют Елена Голубеава и Елена Зарубина, сотрудники ОБДЮ г. Иваново в статье  «Вам, из другого поколенья…». Великой войне и ее поэту – летописцу Александру Твардовскому посвящается (Библиотека. - 2012. - № 5.).

  Молодёжная организация "Ювента" Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила Свердловской области принимала участие в конкурсном отборе на предоставление субсидии из средств местного бюджета "Наследники Великой Победы – родному городу". О том, как реализовывался проект «Священный долг – защита Отечества», в котором раскрывается работа библиотек по патриотическому воспитанию молодежи и не менее актуальная тем службы в армии,  рассказывает Татьяна Додор библиотекарь ЦГБ в статье «Кто пойдёт защищать Отчизну? Проект молодёжной организации стал первым в конкурсе и получил субсидию из местного бюджета» ( Библиотека. - 2012. - № 5.)

  Исторические  портреты военачальников 1812 года М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. Б. Барклай-де-Толли, А. П. Ермолова представлены в статье Нины Кузнецовой «Бессмертен тот, отечество кто спас» в журнале Библиополе. – 2012. - № 4-6.

  Основные исторические даты, на которые следует обратить внимание при организации патриотического воспитания в детской библиотеке, представлены в статье «Патриотическое воспитание в библиотечной среде», гл. библиотекаря Липецкой ОДБ Елены Трояновой.

   Опыт работы по патриотическому воспитанию молодежи на основе знаний о прошлом своего края в ЦБС города Ельца Липецкой области представляет Лариса Глазкова в статье «Что показал "марафон военной книги"» Библиополе. - 2012. - № 7.

Также в журналах вы найдете статьи где опытом культурно-просветительской деятельности Центральной городской библиотеки г. Перми, делится  Марина Демидова в статье «Арт-столпотворение без скуки. Жанровое разнообразие мероприятий помогает приобщаться к миру прекрасного» и представляет эту статью в журнале «Библиотека. – 2012. - № 4».

Опыт  по формированию электронных краеведческих ресурсов в Орловской областной детской библиотеке  представляет Тамара Жихорева в статье «На дисплее - имена известных писателей. Электронная литературная энциклопедия». В каждом номере журнала Библиотека вы найдете рубрику «Стихи фронтовых поэтов», которая поможет вам при подготовке мероприятий. В рубрике представлены стихи Сергея Смирнова, Михаила Луконина, Николая Майорова.    

Блокада  Ленинграда в творчестве поэтов представлена в статье «О камни! Будьте стойкими, как люди…» в журнале  Библиополе. – 2012. - № 5


Электронный каталог Вопрос-ответ Продлить книгу Заказать доставку Инвалидам по зрению