|
Перелистывая номер 2Библиотека . – 2013. - № 1. Пантюхова, Т. Расчеты с помощью ИКТ: размышления об их избыточности и достаточности: [информационно-коммуникационные технологии в библиотеках] / Т. Пантюхова // Библиотека. – 2013. - № 1. – С. 21-24. Наше время по праву именуется «веком информации», поскольку все сферы деятельности человека – обучение, досуг, работа – пронизаны информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Их использование в библиотеке является актуальным, поскольку читатели заинтересованы в расширении ассортимента предоставляемых услуг. ИКТ используются в повседневной практике библиотек разных видов в определенном количестве и качестве. Самые распространенные из них:
ИКТ позволяют обеспечить виртуальное представительство библиотеки на социальных серверах. Так, по мнению автора статьи Татьяны Пантюховой, зав. отделом Областной детской библиотеки г. Нижний Новгород, данная инновация пока только осмысливается и осваивается, но сотрудники библиотек стали наконец-то задумываться о том, что, как и зачем делают. И некоторыми своими мыслями автор делится в статье «Расчеты с помощью ИКТ: размышления об их избыточности и достаточности». В первом размышлении автор выделяет в ИКТ две ветви. Первая – информационные технологии, связанные с обработкой, хранением и созданием сведений. Вторая – коммуникационная, с помощью которой происходит открытие и закрытие каналов общения. Во втором и третьем своих размышлениях о внедрении и освоении ИКТ, автор делится мыслями о библиотеках в социальных сетях и о влиянии ИКТ на инновационное развитие отрасли в секторе обслуживания читателей.
Шеламова, Г. Идти в ногу со временем! Специализированное веб-пространство: [формирование информационной среды с помощью сайта в библиотеках г. Елец Липецкой обл.] / Г. Шеламова // Библиотека. – 2013. - № 1. – С. 25-29. В статье «Идти в ногу со временем! Специализированное веб-пространство» Галина Шеламова, методист по работе с детьми ЦГБ им. М. Горького г. Елец Липецкой области, представляет основные аспекты своего доклада, прозвучавшего на Научно-практической конференции «Новые технологии и формирование информационной среды публичной библиотеки». Созданный в 2011 году портал www.cbse.ru (или www.цбсе.рф) отражает всю многогранную деятельность 13 библиотек ЦБС и является многофункциональным. Сайт позволяет библиотекам решать определенные задачи, на которых автор остановилась подробно. Так , например, решая задачу открытости для населения города читатели с помощью сайта получают достоверную информацию о работе библиотек, предлагаемых услугах, мероприятиях, новых поступлениях литературы. Виртуальная справка работает на бесплатной основе. Воспитывая творческого читателя, библиотекари уделяют особое внимание на сайте детям и детскому чтению. Рубрика «Для вас, ребята!» открывает новые возможности для малышей и является базой для создания виртуального интернет – клуба свободного доступа « Тяни - Толкай». Создание подобного клуба, по мнению автора статьи, это нестандартный подход к решению задач привлечения ребенка к книге и чтению через Интернет. О том, какие задачи с помощью сайта решают сотрудники ЦБС г. Елец можно узнать из статьи или зайти на сайт ЦБС.
Криворучко, М. Что показало экспресс – анкетирование по проблемам обслуживания молодежи: [результаты опроса «Обслуживание молодежи в публичных библиотеках России»] / М. Криворучко // Библиотека. – 2013. - № 1. – С. 49-51. Секция публичных библиотек и Секция по библиотечному обслуживанию молодежи Российской библиотечной ассоциации провели опрос «Обслуживание молодежи в публичных библиотеках России». В нем приняла участие 491 библиотека из 59 регионов РФ. На страницах журнала Марина Криворучко, ответственный секретарь Секции публичных библиотек РБА в статье «Что показало экспресс – анкетирование по проблемам обслуживания молодежи» представляет некоторые результаты. Так, согласно анкетам, молодежь приходит в библиотеку, чтобы подготовиться к занятиям и выполнить учебные задания (96%), а также воспользоваться услугами Интернета, и всего 2% обращаются за советом. Исследования, проведенные в библиотеках, условно поделены на три направления:
Авторы опроса старались узнать, кто он – наш молодой читатель. Но немаловажную роль отводят и тому, кто встречает его в библиотеке. Был задан вопрос: «Какими знаниями, профессиональными и личностными качествами должен обладать сотрудник библиотеки, работающий с молодежью?» Ответы респондентов систематизированы следующим образом: 1) обладать знаниями:
2) в совершенстве владеть:
3) быть:
4) уметь быстро осваиваться в молодежной аудитории, иметь авторитет у молодежи. Также авторы выяснили, что молодым людям нравиться участвовать во всевозможных акциях и мероприятиях. Так, одними из лучших мероприятий (по мнению опрошенных) в Свердловской области оказались мероприятия Муниципального объединения библиотек:
Это лишь малая часть информации, более подробные результаты анкетирования можно найти в статье.
Купчиненко, Е. Познать мир – обрести гармонию. Выявляем потребности подрастающего поколения: [результаты социолог. исследования проведенного в библиотеках г. Брянска в рамках эколог. просвещения] / Е. Купчиненко // Библиотека. – 2013. - № 1. – С. 55-57. Экологическое образование и просвещение подрастающего поколения – одна из основных функций в работе детских библиотек. Чтобы изучить предпочтения и понять, какие книги по данной тематике интересно читать современным детям, Областная детская библиотека г. Брянска провела социологическое исследование, в котором приняли участие 113 человек. Результаты данного исследования на страницах журнала представляет Елена Купчиненко, библиотекарь ОДБ, в статье «Познать мир – обрести гармонию. Выявляем потребности подрастающего поколения». Ребята отвечали на вопросы: «Что такое природа?», «Читают ли в вашей семье литературу о природе, охране окружающей среды?», «Каким книгам о природе Вы отдаете предпочтение?». Целью одного из вопросов анкеты было выяснить, каких же все-таки писателей, чье творчество связано с природой, знают современные дети и подростки. Результаты были получены такие: имя М. Пришвина назвали 32 человека (28%), с творчеством В. Бианки знакомы 26 человек (23%), имена А. Пушкина и И. Тургенева были отмечены 16 участниками исследования (14%), С. Есенина и Ф. Тютчева смогли вспомнить 8 человек (7,1%). О том, какие художественные произведения были выделены ребятами, и кто из персонажей является самым популярным у подростков, вы узнаете, обратившись к статье. В целом по проведенному исследованию авторы пришли к выводу, что интерес у подростков к экологическим проблемам очень слаб. И уровень информационной культуры, связанный с выбором литературы экологического содержания, ограничен произведениями школьной программы. И чтобы изменить данную ситуацию, автор статьи считает, что необходимо, чтобы все социальные институты, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения, объединили свои усилия в деле пропаганды и популяризации экологических знаний. Библиотека. – 2013. - № 2. Кикавец, В. Неизбежность перемен?: Вариации на тему оптимизации: [правовое обеспечение деятельности библиотек и их модернизация] / В. Кикавец // Библиотека. – 2013. - № 2. – С. 5-8; № 3. – С. 7-15. На страницах журнала Виталий Кикавец представляет вашему вниманию авторский цикл по правовому обеспечению деятельности библиотек и их модернизации. Предлагаемая статья основана на действующих правовых нормах с учетом современных экономических требований по оптимизации отрасли в условиях сокращения финансирования. Екимова, Н. Что наша жизнь – игра…: как библиотекари квест победили: [опыт создания электронных продуктов Челябинской областной детской библиотеки] / Н. Екимова, И. Кайдаш // Библиотека. – 2013. - № 2. – С. 20-22. Имея опыт создания электронных продуктов , коллектив Челябинской областной юношеской библиотеки «замахнулся» на разработку оригинальной компьютерной игры, темой которой стало участие уральцев в Отечественной войне 1812 г. Но от идеи до готового продукта – путь не близкий. О том, как реализовывалась идея и воплощалась в жизнь задуманная игра (квест) под названием «Как уральцы Бородинскую битву спасали» в статье «Что наша жизнь – игра…: как библиотекари квест победили» рассказывают Наталья Екимова, зав. отделом и Илья Кайдаш, программист Библиотеки. Мальцева, Е. Во всеоружии эмоций, или самореализация через творчество: [опыт работы ЦДБ г. Кунгура Пермской обл. по привлечению детей к чтению] / Е. Мальцева // Библиотека. – 2013. - № 2. – С. 32-37. Статья Елены Мальцевой адресована в основном сотрудникам детских библиотек. В статье автор подробно освещает опыт работы ЦДБ г. Кунгура Пермской области. Представлены программы и проекты реализуемые библиотекой, всевозможные творческие конкурсы, направленные на поддержание интереса к чтению, методы стимулирования маленьких читателей и многое другое. Библиотека. – 2013. - № 3. Шеина, И. Фандрайзинг – поиск средств для общественных инициатив: [рекомендации по составлению грантовых заявок] / И. Шеина // Библиотека. – 2013. - № 3. – С. 16-19. Ирина Шеина, гл. библиотекарь Областной научной библиотеки г. Калининграда в статье «Фандрайзинг – поиск средств для общественных инициатив» представляет рекомендации по составлению грантовых заявок. В статье автор описывает как положительные примеры участия в грантовых конкурсах, так и отрицательные. В качестве отрицательного примера Ирина Шеина представляет проект по созданию библиобуса типа КИБО, с анализом допущенных ими ошибок, в результате которых был получен отказ благотворительного фонда. В продолжение статьи автор подчеркивает узловые моменты в грантовой деятельности, на которые стоит обратить внимание, и названия некоторых грантосодержащих организаций и их российских представительств. Дабарская, Н. Час профессионального общения: актуальные методики обучения: [повышение квалификации библиотекарей в Челябинской обл.] / Н. Дабарская // Библиотека. – 2013. - № 3. – С. 20-23. Наталья Дабарская, методист Центральной городской детской библиотеки им. С. Т. Аксакова в статье «Час профессионального общения: актуальные методики обучения» представляет программу повышения квалификации сотрудников библиотеки. Каждый четверг все сотрудники библиотеки собираются на Час профессионального общения. За годы действия Программы успешно использовались многие формы повышения квалификации: деловые игры – ситуативные, ролевые; моделирование-поиск новых форм работы; визитная карточка одела и т.д. В своей статье автор останавливается на «изюминках» Программы, активизирующих самостоятельное творчество библиотекарей. Реферат – форма, которая разрабатывалась в 2000 гг., когда сотрудники решали задачу обобщения опыта, накопленного в библиотеках мира, применительно к деятельности своей библиотеки. Каждый библиотекарь, найдя близкую себе тему, анализировал профессиональную периодику за последние пять лет, отбирал наиболее интересные идеи, составлял рекомендации. Реферирование позволило сотрудникам оценить уровень собственных достижений и продумать пути дальнейшего развития. Также новой формой непрерывного повышения квалификации стало библиотечное мини-исследование, благодаря которому удалось выявить предпочтения пользователей. Следующим эффективным средством повышения квалификации и профессионального роста является обобщение опыта работы собственного учреждения. Более подробно с разработками коллег из г. Трехгорный можно ознакомиться в статье и в блоге «Копающаяся в методиках» (http://mei--blog.blogspot.ru/ ).
Осаволюк, Т. Единство индивидуальностей, или ум хорошо, а два лучше: [тренинг на построение эффективного командного взаимодействия в коллективе] / Т. Осаволюк // Библиотека. – 2013. - № 3. – С. 36-37. Таисия Осаволюк, ведущий библиотекарь ЦГБ г. Полярный Мурманской области, в небольшой статье «Единство индивидуальностей, или ум хорошо, а два лучше», представляет опыт проведения тренинга на сплочение группы. В статье представлены упражнения помогающие формированию благоприятного психологического климата, сплочению группы и развитию навыков совместной работы.
Попова, М. Волшебные сказки для золушек: особым детям – особые книги: [организация работы с детьми – инвалидами по зрению в Центральной городской библиотеке г. Нижний Тагил Свердловской обл.] / М. Попова // Библиотека. – 2013. - № 3. – С. 53-56. В журнале представлена статья заместителя директор ЦГБ г. Нижний Тагил Марины Поповой, в которой освещен опыт работы библиотеки с особой категорией читателей – слабовидящими и незрячими пользователями. Библиотека. – 2013. - № 4. Липилина, О. Нюансы безопасного хранения: практические уроки: [опыт консервации и реставрации фонда Пензенской обл. б-ки им. М. Ю. Лермонтова] / О. Липилина, Л. Цыганова // Библиотека. – 2013. - № 4. – С. 26-28. Опытом сохранности библиотечного фонда делятся сотрудники Пензенской областной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Ольга Липилина и Людмила Цыганова в статье «Нюансы безопасного хранения: практические уроки». В статье представлено два проекта, направленных на сохранение фонда. Целью первого проекта является сохранение краеведческой печати ХХ в. посредством перевода документов на микроформы для государственного хранения. Созданы страховые и рабочие копии газет. Цель второго проекта, осуществление деятельности, направленной на обеспечение сохранности документов посредством режима хранения, стабилизации и реставрации. О том какая работа проводится в рамках данных проектов, можно узнать обратившись к статье. Кикавец, В. Неизбежность перемен? Проблемы престижа отрасли: кто виноват и что делать?: [размышления о престиже профессии библиотекарь] / В. Кикавец // Библиотека. – 2013. - № 4. – С. 61-67. Почему профессия библиотекаря в Российской Федерации не интересна и не престижна, как, например, в США или во многих европейских странах. Однозначного ответа никто не дает. Виталий Кикавец, зав. юридическим отделом Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова г. Москвы в статье «Неизбежность перемен? Проблемы престижа отрасли: кто виноват и что делать?:» предлагает вашему вниманию свое видение данной проблемы, а также предлагает наиболее приемлемые варианты ее решения.
|
|