Елисеева, Т. Пространство знаний не имеет границ / Татьяна Елисеева// Библиополе. – 2010. - № 11. – С. 12-14.
Заведующая организационно – методическим отделом Челябинской областной юношеской библиотеки Татьяна Елисеева рассказывает о реализации проектной деятельности в формате диалога библиотеки с молодежью.
«Знакомьтесь: профессионал». Встречи ребят с людьми, состоявшимися в жизни. И в своем деле. Цель проекта – через круг чтения и общения дать молодым людям личностные ориентиры, возможность ответить на вопрос «делать жизнь…С кого?». Вопрос «Что Вы читаете и какую роль в вашей жизни сыграла книга, чтение и библиотека?» задается каждому профессионалу, пришедшему на встречу со старшеклассниками. Отработана технология каждой такой встречи: учащиеся берут интервью у каждого героя, готовят спец. Выпуск газеты, продумывают вопросы, которые зададут во время знакомства. В рамках проекта состоялись встречи: с гл. редактором местной газеты, ученым – историком, метеорологом, генералом, депутатом и др. известными людьми города.
В год молодежи стартовал еще один проект – открытый кинозал, который называется «информация к размышлению». Цель – с помощью фильма дать возможность аудитории эмоционально пережить и прожить непростые жизненные ситуации, в которых могут оказаться они сами или их друзья. и так же в ходе обсуждения, диалога осознать и осмыслить свою позицию, свои нравственные установки, и возможно, найти ответы в решении конкретных обстоятельств. Для просмотра и обсуждения предлагаются фильмы: «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Ярик» Сесиль Анри и Александр Ласло и фильм Андрея Малюкова «мы из будущего».
Фестиваль «Читающий Челябинск» - это как раз тот проект, который не только дает библиотеке возможность ярко заявить о себе, позиционировать себя как современный центр чтения, но и позволить освоить новое пространство, привлечь не читающую молодежь. Специалисты библиотеки в парках города рассказывали о возможностях и услугах библиотеки, проводили – познавательно – развлекательные мероприятия.
Так же используется такая привлекательная форма как пассивный диалог. На книги которые молодежь считает интересными помещаются стикеры со словами «Возьми меня» и смайликами, которые выражают отношение читателя к книге. Если книга понравилась читатель рисует улыбающийся смайл, если нет – плачущий, если оставила равнодушным то ничего не рисует. Проводиться очень много мультимедийных мероприятий, вызывающих эмоциональный отклик у молодежи.
Эти и другие проекты предлагает библиотека для привлечения в библиотеку подростков.
Федорова, И. Проводники от автора к чтению / Ирина Федорова // Библиополе. – 2010. - № 11. – С. 15-17.
Ирина Федорова, гл библиотекарь Республиканской детско-юношеской библиотеки, Республики Бурятия представляет проект «Книжка на колесах». «Подарим радость детям села». Под таким девизом тритий год в Бурятии работает передвижная книжная выставка, адресованная подрастающему поколению. Основой выставки стали книги – победители всероссийских конкурсов и лауреаты премий «Алые паруса», «Заветная мечта», «Книга года». Проект нацелен на знакомство юных книгочеев и руководителей детского чтения с новыми именами писателей и продвижение в подростковую аудиторию лучших образцов мировой литературы. Так же в рамках проекта спец-ты отслеживают степень востребованности современных художественных произведений и изменений в читательском спросе для комплектования фонда. После реорганизации двух библиотек проект получил продолжение в новом формате «Республиканской передвижной выставки «100 лучших книг для детей». Этот проект позволяет Республиканской дет. – юнош. Биб-ке действительно, а не формально сотрудничать с селянами.
Селищева, Л. Педагоги как категория пользователей: [из опыта работы отдела обслуживания родителей ЛОДБ]/Лидия Селищева// Библиополе. – 2010. - № 11. – С. 39
Лидия Селищева, зав отделом Липецкой ОДБ рассказывает о работе в ЛОДБ специального отдела по обслуживанию родителей и педагогов. Он осуществляет библиотечное, инф-но – библ- ое и справочное обслуживание разных групп читателей: педагогов, библиотекарей, родителей, студентов. Отдел осуществляет отбор, накопление и распространение учебной, научно – популярной литературы по педагогике, психологии, ведет систематическую картотеку статей в эл виде, составляет и пропагандирует инф. – библиогр. списки литературы по педагогике, занимается подготовкой и проведением лит. Обзоров, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Основная цель – оказание практической помощи в вопросах совершенствования профессиональных знаний, а так же повышения уровня квалификации и компетентности. Основной деятельностью является участие специалистов в педагогических совещаниях, а так же выступления на методических объединениях учителей и родительских собраниях. Для осуществления качественного информационно-библиографического обслуживания пользователей ведется аналитическая работа по выявлению потребностей педагогов. По результатам исследования формируется «Досье запросов педагогов - предметников». Оформляются различные методические папки, «Учитель – профессия дальнего действия», где собираются методические материалы, рекомендации и размышления о профессии. Библиотека тесно сотрудничает с департаментом образования, с педагогами дошкольного, дополнительного образования, проводя различные обзоры, выставки, тематические выступления. Свое взаимодействие с педагогами библиотека видит прежде всего в создании условий для творческого и профессионального развития этой категории читателей. В статье подробно описываются данные формы работы с этой категорией пользователей.
Чивикова, О.Взаимодействие [соц. партнерство семьи, школы и библиотеки] / Ольга Чивикова // Библиополе. – 2010. - № 12. – С. 21-24.
Заведующая отделом семейного чтения ЛОДБ Ольга Чивикова делиться опытом социального партнерства семьи, школы и библиотеки. Сегодня многие семьи осознают необходимость разумного сочетания домашнего и общественного воспитания. Естественно, что эффективность первого возрастает тогда, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества. Цель библиотеки и школы – не дублировать друг друга, а гармонично дополнять. Отдел семейного чтения предлагает три линии взаимодействия м/у семьей, школой и библиотекой. 1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей: информационные сообщения, беседы, тестирования, обсуждение тематических статей. Для них готовятся спец тематические папки в отделе обслуживания родителей (о котором говорилось выше). 2. Организация дифференцированного подхода: это возможно при взаимосвязи разных форм работы с родителями и взаимного доверия и уважения между родителями, педагогами и библиотекарями. Это организация совместных праздников и творческих конкурсов, которые сближают и позволяют узнать и понять друг друга.. 3 . Родительские собрания – это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и привлечение новых читателей в библиотеку. Совместно с педагогами библиотекари выбирают тематику и готовят доклады, проводя на базе библиотеки род собрания. Цель – помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования школьников и дошкольников; убедить родителей и педагогов в том, что библиотека – их активный помощник и союзник в воспитании детей; показать роль книги и библиотеки в их образовании.
Возможно опыт коллег по организации семейного чтения будет полезен вам в вашей работе.
Корф, О. «В памяти потомков остались только их заблуждения» / Ольга Корф // Библиополе. – 2010. - № 12. – С. 25-31.
В Статье литературного критика Ольки Корф «В памяти потомков остались только их заблуждения» написана творческая биография писателя Анатолия Рыбакова и приводится аннотация некоторых самых известных произведений, с личным мнением автора статьи.
Кубракова, Т. Пусть всегда будет завтра: [работа библиотек по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни] /Татьяна Курбакова//Библиополе. – 2010. - № 12. – С. 51-53.
Татьяна Курбакова, гл библиотекарь ЧОУНБ делится опытом работы библиотек по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни. С 2007 года в Челябинске действует целевая программа «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту», в которую входят библиотеки. В рамках программы проведен семинар «От книги – к нравственности» для руководящего состава библиотек. Так же проводятся областные конкурсы: «Новому веку здоровое поколение» (конкурс муниципальных б-к), «Дети против наркотиков» (конкурс детских рисунков). Библиотеки принимали участие в конкурсе методических материалов «Библиотека в защиту ЗОЖ». Представлены названия лучших проектов. На базах библиотек действуют реабилитационная площадка «Теплый дом» для трудных подростков, информационный центр здоровья «пусть всегда будет завтра». Информационные центры на базе библиотек сотрудничают с отделом по делам молодежи городской администрации. И совместно проводимые акции вызывают большой резонанс. Например «Меняю вредные привычки на сок». Она прошла во всемирный день отказа от курения. В обмен на пачку сигарет пользователь ЦГБ получал коробочку сока, закладку «Суд над наркоманией» и буклет. Традиционные выставки и беседы малоэффективны в молодежной аудитории, поэтому библиотеки пытаются находить такие формы донесения информации, которые бы вызывали стойкий иммунитет к антисоциальным явлениям. Эффективной формой практики библиотек стали часы – откровенного разговора нарколога с читателями – подростками, ток-шоу «Сто вопросов взрослому», на котором в роли взрослого выступил начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Куценко, Е. Фандрайзинг или где найти средства: [новые источники финансирования в библиотеке] / Елена Куценко // Библиотека. – 2010. - № 10. – С .43-46.
В условиях малобюджетного финансирования современных российских библиотек особую актуальность приобретает максимальное использование в библиотечно-информационной практике различных каналов и форм благотворительной помощи. Коллеги из Омской области давно освоили и успешно реализуют технологию так называемого «фандрайзинга» (увеличение средств, сбора средств), позволяющую эффективно осуществлять поиск ресурсных спонсоров и систематически получать необходимую помощь.
Термин «фандрайзинг» — от англ. fand-raising — составлен из двух слов: первое означает финансирование, вкладывание средств в ценные бумаги, а второе — повышение, выращивание; т.е. это умение повышать (увеличивать) своё финансирование. В экономическом словаре находим трактовку понятия «фандрайзинг»- fund-raising-programmes- программа сбора средств, мобилизация капитала. Таким образом, фандрайзинг для библиотек — это поиск и привлечение дополнительных источников финансирования.
Поиск внебюджетных источников финансирования (фандрайзинг) становится традиционным аспектом инновационной деятельности для библиотек любого уровня.
Методисты из ЦБС Омской области выпустили пособие «Фандрайзинг, или где найти деньги». В нем рассмотрены теоретические вопросы связанные с этой темой: понятие фандрайзинга, его виды, пути поиска и выбор источника финансирования. Подробно дали мини-курс «Как выиграть грант» (критерии выбора библиотекой грантодателя, правила составления проекта, планирование проекта, советы по разработке сметы и бюджета проекта и т.д.). Весь накопленный опыт работы обобщили в виде сборника «От идеи до реализации». Основная цель – помочь библиотекарю в приобретении знаний по применению фандрайзинга. В качестве примера приведено несколько проектов по привлечению дополнительных средств. Платные услуги: копирование, интернет, распечатка и др. Продажа. Продают авторские сценарии коллегам. «Сундучок» (благотворительные сборы). В библиотеке стоит сундучок для добровольных пожертвований. Два раза в год вскрывают – меньше 60 рублей не бывает. Спонсоры. К ним обращаются не часто. На спонсорские деньги купили таблицы ББК, предприниматели помогают бумагой, картриджами. Особое место в работе по привлечению внебюджетных средств занимает проектная деятельность. В 2007 году грантовая поддержка составила 117750 руб. Тарская ЦРБ получила финансовую поддержку немецкого «Общества развития Новосибирска» для трех грантов: «Дни немецкой культуры в библиотеке» приобщение населения города Тары к творчеству немецких деятелей литературы и искусства. На средства гранта закуплены книги, DVD-плеер, диски. «Организация дискуссионно -познавательного киноклуба». Проведение фестивалей немецких фильмов для немцев проживающих на территории Омского региона. На средства закуплены DVD –плеер, колонки флеш-накопители, диски с фильмами. «Декада немецкой культуры «Мы разные, но мы вместе». Формирование межкультурного общения детей и подростков. Полученные гранты позволили библиотеке улучшить свою материально техническую базу. Так же реализованы такие проекты: «Почетные граждане города Тары», «Растишка с книжкой» организация семейной площадки в отдаленных районах города, передвижная библиотека под открытым небом «Летний читальный зал». Такие проекты представляет в своем сборнике ЦРБ омской области.
Тамахина, И. Фуги Баха делают человека умнее: [нужны ли социальные психологи?] / Ирина Тамахина // Библиотека. – 2010. - № 10. – С .51-53.
Результаты исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный бум, ритм жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений и другие патогенные особенности приводят к эмоциональному напряжению, которое становиться одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения, в начале ХХ1 века средний показатель распространения нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза. Статистика говорит о том, что лиц не страдающих какими либо психическими нарушениями в среднем всего 35%. Профессия библиотекарь всегда стремилась к получению знаний по психологии. Но специалистов занимающихся библиотечной сферой – единицы, а потребность в разнообразных психологических услугах велика. Библиотеки приобретают статус службы психологической поддержки, да и самому работнику зачастую требуется помощь социального психолога (например, конфликтная ситуация). Детские библиотеки особенно нуждаются в штатном социальном психологе. Именно он должен участвовать в организации и проведении занятий по методикам библиотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и т.д., а так же участвовать в обслуживании детей с ограниченными возможностями. Литература для таких детей должна подбираться библиотекарем, психологом, а в отдельных случаях даже врачом. Ведь можно вместо необходимой книги предложить книгу – конфликт, что ухудшит состояние клиента. Характер работы библиотек как общедоступному объекту культуры позволяет большому количеству граждан посещать учреждение. Контингент достаточно неоднородный, библиотекарю приходиться в такой ситуации подавлять свои эмоции и сохранять вежливое поведение при обслуживании, не зависимо от того какие особенности имеет клиент. Именно здесь заключается основная опасность труда библиотекаря – развитие «Синдрома выгорания». Вот в такой ситуации на помощь придет социальный психолог. Для руководителя библиотеки и его сотрудников часто незаметны: микрострессы, однообразие обстановки, однотипность работы – все это не дает возможность своевременно предпринять профилактические воздействия. Результат – потеря интереса к работе, огрубление, безынициативность. Нередко руководитель трактует подобную ситуацию как лень. Это страшное заблуждение. Развитие этой ситуации в дальнейшем может купировать штатный психолог – он поможет сделать труд разноплановым и насыщенным, а коллектив работать как единая команда, где каждый будет ценен.
Понятие «музыкальная медицина» предложил Пифагор. Он один из первых определил лечебное свойство звуков: Музыка в стиле барокко облегчает усвоение математического материала, «Итальянский концерт» Баха избавит от невроза, «Ноктюрн ре-минор» Шопена нормализует кровеносное давление, произведение Моцарта – повышает IQ, фуги Баха способствуют образованию нейронных соединений в мозгу, делают человека умнее.
Жихорева, Т. Герой у школьной доски: [ образ учителя в военной прозе] / Тамара Жихорева // Библиотека. – 2010. - № 10. – С .65-66.
В рамках года учителя ИБО Областной детской библиотеки им. М.М. Пришвина издал аннотированный рекомендательный список литературы «Великое призвание - учитель», адресованный подросткам, родителям и руководителям детского чтения. Библиографическое издание включает в себя три раздела «Учитель и ученик: психология конфликтов», «Учитель равен солдату - герою», «Сердце отдаю детям». В рекомендательном списке представлены произведения русских и советских писателей 2-й половины ХХ века – начала ХХ1 века. Раздел «Учитель равен солдату герою» раскрывает образ педагога в годы ВОВ в книгах писателей фронтовиков и современных авторов, чье детство прошло в ту тяжелую пору. В рассказе «Классный» автор Владимир Амлинский вспоминает военные школьные годы и своего, во всех смыслах «классного руководителя». В селе – которое так и называется Сельцо, стоит памятник пяти погибшим школьника м и их учителю – Алесю Ивановичу Морозу. Об их подвиге рассказывает Василь Быков в повести «Обелиск». В 2005 году в журнале «Путеводная звезда» был опубликован новый роман в повестях Альберта Лиханова «Русские мальчики» о военном детстве автора. Одна из частей романа – «Кресна» - посвящена любимой учительнице начальных классов Анне Николаевне. Которая была кресной матерью всего городского района. За труд в годы войны она была награждена Орденом Ленина. Подвигом во имя детей стали и жизнь и смерть известного польского врача Януша Корчака. Эти и другие произведения вошли в рекомендательный список.
Шашкина, А. «HOM - LEGENS» - КАКОЙ ОН?: [создание в библиотеке университета «Библиотекарь читающий», с целью выяснения - что и как читают библиотекари] / Алена Шашкина // Библиотека. – 2010. - № 10. – С .67-72.
Чтение постепенно уходит из нашего досуга, хотя оно является не только приятным времяпрепровождением, но и профессиональной составляющей работы многих людей. И наверное труднее всего представить себе библиотекаря который ни разу бы не взял в руки книгу. Библиотекари ЦГБ г. Нижний Тагил открыли университет «Библиотекарь читающий». «Читающий» значит думающий, развивающийся, открытый для нового. Цель – выявить читательские интересы библиотекарей. Они предложили несколько форм занятий, где обсуждали наиболее актуальные проблемы чтения, выявляли круг интересов. Занятие проводилось в форме читательской конференции. Цель – составить список книг для чтения библиотекарей на ближайшее время. Так как «студентов» много то и список получился пестрый: Я. Вишневский «Одиночество в сети», Москвина «Гений безоглядной любви», Вознесенская «Паломничество Ланселота», Коэльо «Алхимик». Наибольший интерес вызвали «Библиотекарь» Елизарова, «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева и «Духless»С. Минаева. Как показывает исследование круг интересов достаточно узок. «Книги людей которые учат нас жить» - тема третьего занятия. За последние несколько лет увеличилась доля небеллетристических книг– полезные советы на все случаи жизни, На третьем уроке коснулись только верхушки – это Ксения Собчак и ее «Стильные штучки». Михаил Литвак психотерапевт. Написал более 20 книг, самые известные «Если хочешь будь счастливым», «Принцип Айкидо», «Командовать или подчиняться» и др. сегодня очень многие увлечены фен-шуй. А сколько информации о самолечении! И нигде нет информации кто эти люди, как дошли до того чтобы учить нас лечиться. К сожалению на эту тему никто из сотрудников не решился говорить. На четвертом занятии решили подумать над темой «HOMO-LEGENS – кто он?» и начали разговор с образа самого библиотекаря. К отличительным чертам нашей профессии почему то относят робость, не всегда высокий интеллект, нервозность, безвкусно одетые, обязательно в очках, со старомодным пучком на голове. Но Многие читатели по прежнему уважительно относятся к библиотекарю. Так какими качествами должен обладать профессионал ежедневно находящийся в контакте с посетителями. Ведь если еще 10-15 лет назад высоко ценились кругозор, знание литературы, внимательное отношение к читателям, любовь и уважение к людям, то практически все современные исследования показывают ,что в первую очередь цениться вежливость, внимательность , доброжелательность и только потом эрудиция и компетентность. И что собственно вполне понятно: успех или неуспех во взаимоотношениях непосредственно связан с коммуникативностью библиотекаря, его способностью расположить к себе людей, то есть с тем, что мы сами никогда не ставим на первое место. Так кто такой человек читающий? Прослушав лекцию на эту тему и ознакомившись с различными вариантами типологий, остановились на следующих типах читателей: романтический, информационный, интеллектуальный, эстетический. Так же поднимался вопрос об отвыкании от чтения. Любопытно, что не смотря на, казалось бы падение интереса к чтению и книге, в России появляются все новые и новые литературные премии. В настоящий момент самой престижной литературной премией современной России считается – «Букер – Открытая Россия». Делясь впечатлениями от прочитанных книг победителей или номинантов премий, они пытались ответить на вопрос, действительно ли играет какую нибудь роль тот факт, что автор или его книга стали обладателями престижной литературной награды, влияет ли получение такой премии на читательские предпочтения. Вопрос остался открытым, но то, что о большинстве книг победителей мы все таки наслышаны, а кое кто и сумел прочитать, пока что говорит в пользу премий. В конце первого года обучения, библиотекари сдавали экзамен, прошедший в форме игры «Самый умный библиотекарь».
Ильина, В. Глобальная трансформация или культурный кризис / Валентина Ильина // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 6-9.
Сегодня все: обыватели, политики, государственные деятели, сами библиотекари, культурологи — чаще говорят о кризисе библиотек. Не случайно в Президентском послании 2008 г. говорилось о неэффективно работающей системе библиотек, и в качестве альтернативы предлагалось создание Президентской библиотеки и сети её региональных филиалов и формирование бюджетной сферы.
Характерные вопросы обывателей: «А что, библиотеки сегодня ещё существуют?»., «А кто вас финансирует? Государство?», «А вы всё ещё можете покупать новые книги?», «В библиотеках есть компьютеры и Интернет?» — очень похожи на те, что задавали жители Западной Европы в 60-е годы XX в., когда власти Франции обратили внимание на то, что несмотря на обилие культурных институтов: библиотек, музеев и т. п., — в стране наблюдается массовое охлаждение к ним публики, а как реальное следствие — падение грамотности, интереса к чтению, посещению культурных учреждений в целом. То же самое, но с отставанием в 50 лет, происходит и в России. Поэтому с полным основанием можно говорить о том, что кризис культуры — не уникальное явление, а глобальный процесс трансформации культуры и общественных культурных институтов. В такой период, характеризующийся кардинальной сменой потребностей общества, попала и наша страна. Теоретики объясняют потерю интереса тем, что библиотеки, музеи и т. п. в первую очередь полностью или частично игнорируют реальные проблемы и потребности многих социальных групп — молодёжи, местных сообществ, этнических меньшинств, мигрантов, безработных и т. д. Современное общество культурологи называют информационным, основными чертами которого являются:
• тотальное присутствие электронной информации в жизни каждого человека;
• проникновение Интернета в повседневную жизнь;
• галопирующее развитие мобильной связи;
• глобализация, усреднение стандартов жизни современного человека;
• формирование «мозаичного сознания» и др. Всё вышесказанное говорит о необходимости
осознания коренных преобразований современных институтов культуры, которые, чтобы выжить и сохранить связь с реальной действительностью, должны изменить свои приоритеты и функции.
Библиотеки, как один из социальных культурных институтов, развиваются под воздействием различных глобальных перемен, отвечая на основные вызовы времени, которые посылает нам XXI в. Наиболее значимыми из них считаются следующие вызовы:
1. Серьёзная конкуренция:
• в борьбе за «реального» пользователя, прежде всего со стороны книжного бизнеса, внедряющего сетевые технологии и предоставляющего покупателям услуги, аналогичные библиотечным, но работающие в более удобное для читателей время. Данная ситуация требует предоставления возможности читателям использовать информационные ресурсы без временного ограничения как в «виртуальном», так и реальном режиме, постоянно наращивая свою ресурсную базу, а также обеспечивая пользователей большим комфортом во время их пребывания в библиотеке, развивая нужные сервисы (МБА, служба доставки документов, виртуальная справка и др.); предоставляя уникальные собственные информационные продукты, например тематические мультимедийные выставки-лекции и др.;
2. Нарастающие тенденции «одомашнивания» потребления культуры, с одной стороны, а с другой — мобильность потребления культуры, ориентации молодёжной аудитории на чтение книг в Интернете.
3. Уменьшение роли книги и чтения, особенно в мегаполисах, что ставит перед библиотекой задачу проводить активную маркетинговую политику по продвижению чтения как социально одобряемого занятия от крупномасштабных акций, фестивалей до воспитания культуры чтения конкретного человека, организации специальных мероприятий по продвижению научной книги, а так-: же создания новых мультимедийных продуктов, популяризирующих книгу и знания.
4. Изменения в российском законодательстве, недружественные в отношении библиотек. Но тем не менее нужно работать и учиться взаимодействовать с правообладателями, изменять номенклатуру платных услуг.
5. Невысокий уровень бюджетного финансирования, практически не зависящий от качества, уникальности и объёма выполняемой работы.
6. Преобладание финансирования исключительно «на содержание», а не на развитие, что вызывает необходимость поиска дополнительных средств у спонсоров, участия в конкурсных программах
7. Необходимость постоянной модернизации компьютерного парка и программного обеспечения, что требует включения библиотеки в масштабные городские, окружные, федеральные программы и проекты, позволяющие проводить постоянную модернизацию.
На региональном уровне прогрессивно думающие руководители решаются на модернизацию библиотек. На базе библиотек идет создание информационных интеллектуальных центров.
Создаются новые библиотеки (Библиотеки 2000-х), то есть такие, которые с самого начала выстраивали концепцию развития, исходя из реалий, вызовов и противоречий, характерных для 2000-х годов.
Уже сегодня ясно, что «новые» библиотеки работают достаточно эффективно, именно в них растёт число читателей и посещений, проходит огромное количество мероприятий. Они предоставляют населению широкий перечень дополнительных услуг, взаимодействуют с большим количеством общественных и государственных структур разной ведомственной подчинённости, помогая решению тех социальных проблем, о которых говорилось ранее. И этому есть объяснение: в первую очередь это связано с возможностью, в отличие, например, от филиалов ЦБС, выбирать стратегию и тактику развития учреждения, иметь самостоятельный бюджет и проч.
Несмотря на кризис, сегодняшняя стратегия библиотек — это не стратегия выживания, а стратегия развития, основанная на:
• ориентации на сетевые информационные ресурсы.
• постоянном обучении персонала работе с электронными ресурсами;
• создании собственных мультимедийных цифровых продуктов, продвижении их через учебные заведения города, социальные сети в Интернете.
• серьёзной работе сайта, ежедневное количество посещений которого в семь раз превышает очное посещение.
• осмысленной и планомерной работе с целевыми аудиториями, представителями мирового научного сообщества;
• развитии новых библиотечных коммуникативных практик;
• углублении специализации;
• выполнении важнейших общественных и социальных функций по сохранению культурного наследия; предоставление общественного доступа к социально значимой информации.
Библиотека 2000-х: -
- § с полностью автоматизированными процессами
- § Полифункциональное, т.е. выполняющее не только библиотечные, но и музейные, архивные, информационные и культурно-досуговые функции;
- § Обладающие значительной степенью специализации, ориентированное на определенные типы запросов и определенные группы пользователей;
- § Работающее на принципах кооперации с другими библиотеками, организациями и учреждениями;
- § Ориентированы не только на реального пользователя, но и виртуального;
- § Развивающееся как открытая система – на базе библиотек естественна деятельность центров правовой и социально значимой информации;
- § Проводящее активную рекламную и маркетинговую политику;
- § Сотрудники биб-ки люди других профессий – филологи, философы, юристы, психологи т.е. способные оказать новые, разнообразные и качественные услуги
Вот так должна выглядеть библиотека 2000-х.
Езова, С. Неизвестное об известном: [о подкреплении как способе управления своим поведением по –прайору] / С. Езова // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 21-22.
Существуют различные технологии, способствующие оптимизации межличностного поведения людей. Светлана Езова, профессор Восточно-Сибирской гос. академии культуры и искусства знакомит с таким способом управления поведением, как подкрепление. Человек изменяя поведение другого посредством позитивного поведения, тем самым доставляет себе удовольствие. Оно может улучшить межличностные отношения (перезагрузить их, перестроить, починить). Как изменить свое поведение можно узнать из книги Прайор К. Не рычите на собаку! / О дрессировке животных и людей /. Адрес для скачивания есть в статье. В книге дается определение термину «подкрепление»: - это информация о том, что то, что вы делаете, приводит к результату; - положительное подкрепление – это нечто желаемое субъектом: пища, ласка или похвала; негативное подкрепление – это то, чего субъект хотел бы избежать – шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук. На первый взгляд предмет разговора прост, в жизни мы то и дело занимаемся подкреплением своего отношения к другому. С другой стороны, вникнув в суть этого психологического явления, можно поразмышлять над типами поведения в нашей профессиональной среде и выявить зависимость используемых подкреплений и реакций на них партнера. С. Езова предлагает сделать посредством Декартовой прямоугольной системы координат. Показана реакция читателей (полож или отриц) на подкрепления библиотекаря. В конце статьи Светлана рекомендует понаблюдать за подкреплениями, которые нам оказывают сотрудники различных служб (почта, магазины, поликлиники).
Тактайкина, Т. «Вышел Гоголь погулять!»: [проведение буккроссинг - акции к 200 летию со дня рождения писателя Н. В. Гоголя] / Татьяна Тактайкина // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 26-28.
Центр книги и чтения Новосибирской государственной областной научной библиотеки – к 200 летию со дня рождения Н. В. Гоголя провел массовую буккроссинг-акцию, отправив в свободное путешествие 200 книг, снабжённых специальными наклейками-обращениями с просьбой «отпустить» книгу после знакомства с ней дальше. Акцию назвали «Гоголь вышел погулять». Крупная книготорговая компания любезно согласилась стать спонсором, предоставила на безвозмездной основе 200 книг писателя, предложив нам использовать на открытии праздника один из её магазинов. Мы в свою очередь предложили разместить логотипы компании на всей рекламной продукции.
Начался второй этап — разработка рекламы. Для плакатов выбрали наиболее ёмкие и узнаваемые высказывания Н.В. Гоголя: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы», «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее». Студенты местного колледжа культуры и искусств развезли издания по заранее намеченным площадкам города — кафе и пиццериям, салонам сотовой связи, паркам и скверам, крупным торгово-развлекательные комплексам.
Наконец наступил наш день. Большой интерес участников вызвал конкурс на знание жизненного пути и творчества писателя. Победители получили прекрасные призы от компании-спонсора и нашей библиотеки, которая в качестве вознаграждения предоставила победителю сертификат на бесплатную пятичасовую работу в Интернете. Среди книг, отправившихся в «путешествие», были такие произведения, как «Ревизор», «Петербургские повести», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мёртвые души».
Акция «Гоголь вышел погулять» стала победителем I Всероссийского конкурса просветительских проектов «Что и как читать молодым», организованного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом в номинации «Единовременная акция по пропаганде чтения среди молодёжи».
«Гоголь вышел погулять» стала нашим первым опытом проведения мероприятий городского масштаба, когда мы ориентировались не на читателя библиотеки, пришедшего к нам, не на своих коллег — городских и сельских библиотекарей, а на население в целом.
Петров, К. Локальные сети в помощь студенту, или Как получить любую книгу, не выходя из общежития: [информационно-библиотечное обслуживание в общежитии] / Константин Петров // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 34-37.
В настоящее время во многом пересматриваются культурные и информационные составляющие библиотечной работы. Информационные технологии проникают даже в область таких традиционных носителей информации, как книги. Коренным образом изменилась потребность молодежи в информационно-библиотечном обслуживании, в том числе и в сфере профессиональной подготовки. Мобильный молодой специалист в первую очередь ценит свое время и качество предоставляемых ему сведений. Константин Петров (директор библиотеки саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова описывает как они предоставляют различным категориям читателей доступ к информационным ресурсам через локальную сеть вуза. Здесь в первую очередь следует обратить внимание на удалённый доступ к ресурсам из зданий общежития. Студент через беспроводную сеть Wi-Fi со своего ноутбука или в компьютерном центре при общежитии может воспользоваться широким спектром информационных материалов. Интересным направлением популяризации культуры чтения стала возможность передачи информации непосредственно на мобильное устройство пользователя, будь то ноутбук, мобильный телефон или коммуникатор. К сожалению, действующие авторские ограничения в вопросах защиты интеллектуальной собственности не позволяют размещать бестселлеры и новую литературу, однако подобные ограничения недействительны для фонда классической литературы и культурного достояния. В связи с этим любой желающий может скопировать классическое литературное произведение в электронном виде на свой носитель. Эффективным направлением целевого информационного обслуживания является виртуальная справочная служба. В СГАУ так служба работает более 3 лет! Причём ответы на запросы читателей могут быть отправлены! по электронной почте или на мобильный телефон (обычно; в виде смс - сообщения через бесплатный wеЬ-ресурс оператора мобильной связи). Такой подход позволяет более тесно контактировать с читателями. Вузовская библиотека специализирована, она не может предоставить доступ ко всем видам документов. Здесь в действие вступает межбиблиотечный абонемент, который в настоящее время работает исключительно на инициативной основе. Электронная доставка документов и терминал удалённого доступа ( не бесплатен), но пользуется спросом и у преподавателей и у студентов. Эти и другие услуги более подробно представлены в статье. Таким образом, эффективность библиотечно-информационного обслуживания зависит в первую очередь от самих сотрудников — чем больше информационных ресурсов поступает в распоряжение читателей, чем точнее целевая направленность выбранных источников, тем выше уровень удовлетворённости посетителей, нашедших именно те сведения, которые были им необходимы.
Инькова, Л. Учимся за чашкой чая, встречаемся у книжных стеллажей: [модернизация Российской государственной юношеской библиотеки] / Людмила Инькова // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 53-55.
В статье представлены изменения произошедшие в результате модернизации российской государственной юношеской библиотеки. Процесс занявший не один год, был направлен не только на организацию обслуживания читателей, но и оформление внутреннего пространства помещения, чтобы читателю в стенах библиотеки было удобно и приятно.
Теперь к услугам читателей несколько отраслевых залов, а именно: литературы по гуманитарным наукам, по общественным наукам (здесь выделены зоны международных и российских общественных организаций, движений), по естественным и техническим наукам, литературы на иностранных языках, где большой фонд карт, путеводителей, компьютерная лингафонная зона. Радикальное изменение выразилось в том, что в залах совмещены возможности почитать самостоятельно выбранное на полках открытого доступа или запрошенное из помещения основного хранения, взять на дом необходимые источники и тут же получить компетентный совет или развёрнутую консультацию библиографа-отраслевика.
впервые начал действовать зал досугового чтения, где можно полистать популярные журналы и газеты, просмотреть комиксы, послушать или взять на дом аудиокнигу.
В коридорах предусмотрены небольшие площадки с удобными креслами и кофейными автоматами — здесь можно выпить чашку чая или кофе, спокойно пообщаться с собеседником или обдумать прочитанное.
Новая структура библиотеки включает такое подразделение, как информационно-аналитическая служба по проблемам молодёжи, что даст возможность оказывать читателям целенаправленную помощь в их запросах и одновременно работать в тесном контакте с молодёжными организациями, тем самым направляя свой информационный потенциал на участие в реализации молодёжной политики, проводимой государством. Создан в РГЮБ новый информационно-консалтинговый отдел «Библиотека и молодёжь», целью которого является собирание и популяризация всех работ, отражающих деятельность библиотек, обслуживающих юную смену. Здесь представлены профессиональные издания, годовые отчёты и планы библиотек, конкурсные работы за последние годы. Конечно, в первую очередь оригинальные материалы могут представлять интерес для библиотечных работников, но и учащиеся в профильных учебных заведениях почерпнут много ценного из опыта коллег. Развивается виртуальная справочно-информационная служба. Уже ощущается результативность такой новой структуры, как виртуальное методическое объединение, вобравшее в себя все достижения методических служб как непосредственно РГЮБ, так и библиотек, с которыми она тесно контактирует — прежде всего, в рамках подписанных Соглашений о сотрудничестве в области исследовательской, методической и информационной работы. Дробная структура объединения позволяет отражать и актуальные события в жизни юношеских и детско-юношеских библиотек, и значимые методические решения и акции, и в целом потенциал этого важного направления деятельности.
Хмелевцева, С. Время школьных каникул: [программа популяризации чтения, проведение библиопарада Книги и организация досуга детей в летних лагерях г. Прокопьевска] / Светлана Хмелевцева // Библиотека. – 2010. - № 11. – С. 60-64.
Коллектив ЦБС г. Прокопьевска широко представил в статье программу популяризации чтения и организации досуга детей в летних школьных и загородных лагерях. Был проведен торжественный парад Книги, на который собралось более 300 человек. Представлен План проводимого мероприятия и варианты работающих площадок, на которых каждый находил себе занятие по душе.
Дети пробовали свои силы в создании оригами и аппликаций из соломки. Импровизированный арт-зал «Территория творчества» распахнул свои двери для начинающих художников. На Бульваре рисованных фантазий копошились любители рисовать на асфальте. А юным театралам представилась уникальная возможность пообщаться с настоящими тростевыми куклами, заглянув в библиотечный театр-студию «Колобок и компания».
"Большой интерес вызвали и интеллектуально-развлекательные конкурсы, которые организовали библиотекари на Проспекте Почемучек, Улице Литературных Развлечений, Правовом Перекрёстке, в Переулке Сказок, у Лукоморья. Юные читатели с удовольствием отвечали на вопросы викторин, разгадывали кроссворды, рассматривали детские журналы. Под открытым небом оживлённо кипела работа на Площадке Фотосалона. Любой мог сфотографироваться в костюме сказочного персонажа: Принцессы, Незнайки и Кота в сапогах. Город книгочеев положил начало комплексу мероприятий программы «Летний книговзор—2010». Наибольшей популярностью у детей в этом сезоне пользовались театрализованные и литературно-игровые встречи, интеллектуально-развлекательные конкурсы и викторины, разнообразные импровизированные путешествия и экскурсии в книжный мир.
Литературные торжества - визитные карточки летней деятельности библиотек. Особый ажиотаж (в самом лучшем смысле этого слова) вызвала театрализованная презентация программы чтения «Путешествие по Книжной Вселенной». Этим мероприятием сотрудники Центральной детской библиотеки имени А.С. Пушкина открыли сезон сотрудничества с учащимися, которые отдыхали в летних лагерях при школах города. Необычно привлекательно прошла и презентация программы чтения «Праздник длиною в лето». Книголюбы впервые отправились в страну Всезнандия на лайнере БФ-8 (библиотека-филиал № 8). Предусмотрительные бортпроводницы (библиотекари) этого необычного рейса завладели вниманием пассажиров: игры, викторины, музыкальные паузы, аплодисменты и почти не стихающий смех звучали на протяжении всего «полёта». Представлены варианты проведения и краеведческих мероприятий и мероприятий по безопасности дорожного движения и экологических мероприятий «Экологическое ассорти», викторины «Путешествие в мир животных», «От кота до кита».
В один из дней в необычное путешествие «Земля — наш общий дом» отправился экологический «поезд». Место отправления — детская библиотека-филиал № 12. Приобрести билет на него удалось только тем, кто успешно справился с отгадыванием загадок о природе.
Особый азарт вызвали экологические задачи, такие как: «В одном грамме городской пыли до 130 тысяч различных бактерий. Сколько бактерий в 5 кг. пыли?» (650 миллионов). В заключение самые умные путешественники получили абонемент на еженедельное (бесплатное) пользование компьютером в библиотеке.
Лучшим подспорьем при проведении этих мероприятий стали книжно-иллюстрированные выставки. Дни, когда они проходили, стали своеобразным праздником друзей библиотеки. Цифры говорят сами за себя: за время каникул прошло более 180 мероприятий, в которых приняли участие почти 6000 детей.
Что то из опыта коллег можно вы можете перенять для проведения своих мероприятий.
Редькина, Н. Комплексная IT стратегия – эффективный расход ресурсов / Наталья Редькина // Библиотека. - № 11. – С. 29-33.
Сегодня жизнь библиотек протекает в условиях непрерывно меняющейся среды, связанной с развитием новых технологий, телекоммуникаций, появлением новых носителей информации и других передовых направлений современной науки и техники, что с одной стороны кардинальным образом трансформирует библиотечную сферу деятельности, а с другой создает возможности для решения технологических задач и проблем. За последние пять лет число интернет – пользователей в мире удвоилось. На протяжении 2010 года оно должно превысить отметку в 2 млрд, составив около трети всего населения Земли, говориться в отчете Международного союза электросвязи. Ожидается, что к концу 2010 года статус «онлайн» получит 71% населения развитых стран. Количество читателей снижается год от года, в этих условиях стратегической целью библиотек и основой реализации информационной функции может быть их преобразование в полноценного партнера сети Интернет, выполняющего роль «путеводителя» по огромным потокам информации с использованием современных сервисов и технологий. В статье Наталья Редькина (зав научно-технологическим отделом ГПНТБ Сибирского отделения РАН) подразделяет стратегию на виды (наступательная, оборонительная, имитационная). И проецируя данные виды стратегий на библиотечную сферу деятельности, представила их содержание в таблице «Виды технологических стратегий в библиотеке». Так же автор рассматривает IT стратегию как новое направление планирования, раскрывая содержание IT стратегии: план, разделы и компоненты, необходимые при разработке IT стратегии в библиотеке.
Пользователи youtube первыми узнают что читать. Екатеринбургская библиотека им. М. Горького представила широкой публике свой новый проект «Читай ЭТО». Библиотекари сняли динамичный ролик и разместили в социальной сети. Пока в арсенале десять минифильмов, живо и увлекательно повествующих об изданиях, на чтение которых можно потратить свое время.
Сафиканова, Н. М. Зачем публичной библиотеке кафедра информации и записи читателей / Н. М. Сафиканова// Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - № 12. – С. 76-86.
Сегодня российские публичные библиотеки должны обеспечивать жителям свободный доступ к знаниям, культуре и всем видам информации. Под свободным доступом к информации следует понимать :
- · Добротно сформированный фонд, позволяющий и помогающий пользователям найти нужную для них информацию
- · Грамотную организацию фондов с большей частью документов выставленных в открытом доступе
- · Разностороннее библиотечное и библиографическое обслуживание
- · Удобное и понятное размещение залов и отделов в библиотеке
- · Биб рекламу, помогающую пользователю быстро адаптироваться в библиотеке
- · Квалифицированных биб работников
Если все перечисленное присутствует в библиотеке, значит, она обеспечивает доступ к информации в том объеме, который она может предоставить. Ссылаясь на практику некоторых библиотек в этот перечень нужно добавить : наличие библиотечного подразделения (кафедры, службы, сектора) расположенного рядом со входом в библиотеку, сотрудники которого информируют читателя обо внутреннем устройстве библиотеки, ее услугах, фондах. Автор считает, что это нужно любой библиотеки вне зависимости от уровня ее информатизации. И если в библиотеке приняли решение создать такую кафедру информации и записей читателей, на пути к выполнению поставленной задачи библиотеку ожидает несколько этапов (основные задачи кафедры, набор сотрудников, обслуживание читателей, запись читателей, выдача читательского билета и т.д.), автор подробно их представила в табличной форме, сравнив процессы, составляющие деятельность кафедры в традиционной и компьютеризированной библиотеках.