Лет десять назад Роман Сенчин был молодым, подающим надежды писателем. Одним из многих. Причём не самым ярким. Слишком понятный, простой до наивности. Методично описывал собственную жизнь, жизнь друзей, знакомых, родственников.
Сенчин был провинциалом, не стеснявшимся своей провинциальности. Сносил насмешки литературных снобов. Понимал, чувствовал своё назначение. Это даётся только настоящему таланту.
Роман Сенчин пришёл в литературу в те времена, когда реализм, казалось, уходил в прошлое, вышел из моды. Но приспосабливаться к изменчивой моде молодой писатель не захотел.
Сенчин читает классику XIX века и, что вовсе «несовременно», советскую классику, в особенности Валентина Распутина.
Роман Валерьевич Сенчин родился в 1971 году в городе Кызыле, столице Республики Тыва.
Родители - служащие, вынужденные теперь вести крестьянский образ жизни.
После окончания средней школы уехал в Ленинград, учился в строительном училище, затем служил в пограничных войсках в Карелии.
В 1993 году из-за национальной напряженности переехал вместе с родителями из Кызыла на юг Красноярского края в село Восточное (Минусинский район); периодически жил в близлежащих городах Минусинске и Абакане. Работал монтировщиком и вахтером в драматическом театре, сторожем, дворником.
В 2001 году закончил Московский литературный институт..
Рассказы и повести публиковались в еженедельнике «Литературная Россия», журналах «Знамя», «Октябрь», «Наш современник», «Новый мир», «Дружба народов», «Сибирские огни» и др.
Лауреат премий газеты «Литературная Россия» за 1997 год, журналов «Кольцо А» (2000) и «Знамя» (2001). В 2001 году стал лауреатом первой премии литературного конкурса «Эврика». В 2006 году - премии «Венец».
Писать начал очень рано, публиковался уже в 1995-1996 гг. в местных газетах и журналах Кызыла, Минусинска и Абакана - «Коммунист Тувы», «Надежда», «Абакан», «Стрежень», «Сибирский меридиан», «Южно-Сибирский вестник», на радио читали его еще детские рассказы.
- Вообще твои книги должны что - радовать, огорчать, заставлять думать?
- Я родом из Азии, поэтому, видимо, пою о том, что вижу. Стараюсь не врать. К сожалению, вижу я в основном то, что вряд ли кого-то обрадует... Свой долг - если мои вещи публикуются, то о долге говорить уместно - вижу в том, чтобы описать происходящее на том отрезке, пока живу здесь. Получается, конечно, в определенной степени субъективно, но не могу сказать, что я что-то значительно очернил или сгладил. Меня и ругают за то, что передаю действительность один в один. Требуют правды художественной, а не только жизненной...
Первые повести пишет о себе.
"Минус" и "Нубук" - это две первые части своего рода трилогии. Там общий герой - Роман Сенчин, - в "Минусе" он живет в родной Сибири в середине 90-х, а в "Нубуке" - по приглашению своего одноклассника, занимающегося обувным бизнесом, едет к нему в Питер, становится его помощником. Это уже конец 90-х. А третья часть - "Вперед и вверх на севших батарейках", где Сенчин успел окончить Литинститут, успел жениться и развестись, живет в Москве, пишет, получает кой-какие гонорары, это середина 2000-х.
Если первые публикации молодого Сенчина – «Афинские ночи», «Минус», «Нубук» – привлекли внимание критиков, то к его новой прозе сначала отнеслись холодно. «Лёд под ногами», в прошлом году выдвинутый журналом «Знамя» на «Букер», не включили даже в лонг-лист. «Елтышевых» редакция «Дружбы народов» не выдвинула на премию, предпочла Сенчину Юзефовича и Земского.
Но Сенчин не исчез, не затерялся, а как-то незаметно стал превращаться… в большого писателя. Очень скоро критики прочли и оценили новый роман. Теперь Сенчина сравнивают с Антоном Павловичем Чеховым (Михаил Бойко, Лев Данилкин), с Жан-Полем Сартром (Наталья Иванова), с Томасом Манном (ваш покорный слуга).
Роман Сенчина «Елтышевы», вошел в шорт-лист «Русского Букера» за 2009 г., посвящен описанию современной сибирской деревни и угасанию в ней целого семейства.
«Елтышевы» – несомненная удача Романа Сенчина. На такой уровень он ещё не поднимался. Сенчин ушёл от «эгоцентризма» автопсихологической прозы, но сохранил редкую наблюдательность и дотошное знание мелочей жизни. Создал узнаваемые социальные типы. Очень напряжённый сюжет, «Елтышевы» читаются на одном дыхании.
Роман Сенчина не только о вырождении и гибели семьи, а о деградации и вымирании нестоличной России. В крупных городах и теперь кипит жизнь. За их счёт кормятся и города-спутники. Но вдали от финансовых потоков жизнь течёт совсем иначе.
Глава семьи Николай Михайлович Елтышев едва не попадает под суд, теряет работу и служебную квартиру. Денег на жизнь в городе нет, и семья решает уехать в деревню, где ещё жива тётка Валентины Викторовны, жены Николая Михайловича.
Положение Елтышевых тяжёлое, но не безвыходное. Не стало работы и квартиры, зато есть плохонький, но ещё годный домик в деревне. Есть машина. Ещё не закончились деньги. Елтышевы не голодают. На столе мясо, сало, картошка. В провинциальной России – это немало. Многие живут гораздо хуже. Николай Михайлович и Валентина Викторовна ещё не стары. С ними взрослый сын – Артём. Другой сын, Денис, должен скоро вернуться из тюрьмы.
Как будто Елтышевы не бездействуют. Начинают строить новый дом, трудятся на огороде, пытаются найти работу, пробуют торговать на базаре.
Но с первых страниц не покидает ощущение безысходности, тщетности усилий.
Проницательный критик Лев Данилкин дал «Елтышевым» оригинальное, но точное определение: «Робинзон Крузо наоборот». Герой Даниеля Дефо постепенно осваивается на новом месте, медленно, но верно подчиняет себе природу, обретает власть над вещами. Необитаемый остров стараниями неутомимого, предприимчивого британца становится островком цивилизации.
Елтышевы, напротив, постепенно дичают. Постепенно душами их овладевают злоба, тихое отчаяние, а затем уже – равнодушие, апатия. Ехали в деревню жить, строить, работать, а получилось всё иначе. И вот уже Валентина Викторовна, последняя из Елтышевых, только сидит на обрезке бруса, как на завалинке: «Как она переживает долгие, пустые дни, о чём думает, ради чего вообще живёт…»
Оказывается, путь назад, для горожанина закрыт. Нарушивший этот закон обречён на скорую деградацию.
Старенькая тётка Татьяна управлялась с хозяйством куда лучше. Но это и понятно: она человек ещё того, прежнего, не разгромленного и не развращённого деревенского мира.
Нашему обществу поставлен диагноз: психологическая усталость и социальная апатия. Неверие в собственные силы. Только отчаяние и озлобленность: «Они все тут животные просто. Хищные, тупые животные».
Но причина гибели Елтышевых не биологическая, а, видимо, социальная.
110 лет назад Чехов писал о проигравших в жизненной борьбе, показывая оборотную сторону сложных социальных процессов в деревне. Сегодня в том же селе кипят не менее, а то и более сложные страсти – со своими победителями и побежденными. При Чехове Россия переживала первый этап демографического перелома, когда перенаселенная деревня выталкивала в город миллионы «лишних» людей. Современникам это казалось величайшей бедой – что земля не может прокормить всех живущих на ней. За землю свирепо дрались, лишиться ее считалось величайшим несчастьем, а ушедшие в город казались обреченными на лишения.
Сегодня, напротив, город выталкивает в деревню своих жертв. За 100 лет над ней прогремели страшные грозы – она обезлюдела, потеряла жизненные силы, земля крестьянам в прежнем смысле даром не нужна. Жители теперешнего села – разного рода маргиналы, умирающие бабки, немногочисленные, сильно пьющие мужчины среднего возраста и их несчастные жены, что хорошо показывает Сенчин.
«Подобно многим своим сверстникам, Николай Михайлович Елтышев большую часть жизни считал, что нужно вести себя по-человечески, исполнять свои обязанности, и за это постепенно будешь вознаграждаться». Увы. В новое время героям Сенчина сил не хватает. Не удаётся удержаться на плаву. Последняя фраза романа: «Помочь ей было некому».
Нестоличной России некому помочь. Но и отступать некуда. Подошли к самому краю. Как на войне. На Отечественной войне. Или русский народ соберётся с силами, или его вытеснят с собственной земли. Вот почему «Елтышевы» не просто хороший, но важный для нашего общества роман. А его автор вошёл в первый ряд современных русских прозаиков.