|
Леонид ЮзефовичЛеонид Абрамович Юзефович родился в 1947 году в Москве, но детство и юность прожил в Перми. После окончания исторического факультета Пермского университета (1970) служил в армии в Забайкалье (1970—1972). С 1975 года по настоящее время работает учителем истории в средней школе. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по русскому дипломатическому этикету XV—XVII веков. Литературный дебют состоялся в 1977 году в журнале «Урал»: повесть «Обручение с вольностью», но дальнейшая литературная карьера развивалась неровно. Известность к Юзефовичу пришла только в 2001 году после издания цикла исторических детективов о сыщике Иване Путилине, которые неизбежно сравнивались с книгами Акунина. В 2002 году появился детективный роман «Казароза», действие которого происходит в 1920 году в Перми. Роман тоже был высоко оценён критикой и вышел в финал престижного конкурса — премии «Русский Букер». Юзефович имеет премии фонда “Знамя”, журнала “Дружба народов” за 2000 год. «Национальный бестселлер-2001» был вручен Юзефовичу за роман «Князь ветра», опубликованный в журнале «Дружба народов». Первая премия «Большой книги-2009» вручена Леониду Юзефовичу за роман «Журавли и карлики». Действие романа разворачивается в нескольких временных пластах: Европа XVII века, Москва 1993 года и Монголия 2004 года. «Пойми, — сказал Жохов, — Господь Бог сподобил нас жить в такое время и в такой стране, что за несколько недель можно составить себе состояние. Сумеем, еще и внукам хватит. Дураки будем, если не рискнем. Всю жизнь потом жалеть будем». На дворе 1993 год. Главный герой романа – историк Шубин и его приятель Жохов. В стране не производится ничего, балерины Большого театра торгуют телефонным кабелем со склада в Перми — но «время было судьбоносное. Голос судьбы мог прозвучать в любом месте и в любую минуту». Неудачно дебютировав в посреднической операции, связанной с реализацией вагона сахара, Жохов попадает на бандитский счетчик — и теперь надеется продать доставшийся ему при почти чудесных обстоятельствах металлический диск из европия, который, теоретически, стоит тысяч двадцать долларов. Однако это Россия 1993 года, мало кто понимает, но здесь — коллапс цивилизации, здесь уже идет гражданская война, а еще здесь есть прошлое, которое, как оказывается, не так уж легко отпускает здешних жителей — и форматирует их настоящее и будущее. Шубин в отличие от Жохова тип не деятеля, а ироничного наблюдателя; невесомость 90-х застала его не в лучшей форме: возраст около 40, социальная мобильность так себе, жене под видом гречишного меда продали банку разведенной олифы; единственное, что он умеет делать хорошо, — это рассказывать истории. По заказу неких сомнительных «журналов», Шубин пишет цикл статей о самозванцах — чутьем понимая сходство нынешней смуты с теми, что были в семнадцатом веке и в семнадцатом году. Так что неудивительно, что приключения авантюриста XVII века Анкудинова, которые описывает Шубин, во многом совпадают с тем, что происходит — здесь и сейчас — с Жоховым. «Журавли и карлики» — роман не столько про конкретный 1993 год или про смуту вообще, сколько про страну, про кое-какие ее особенности, которые лучше всего проявляются в момент катастрофы. В романе описана удивительная страна, которая вот уже много веков является ареной войны «журавлей и карликов» (в случае 1993 года — «сторонников и противников реформ»), и мало кому приходит в голову, что эти вечные «реформы», не временные, а постоянные. В последние годы Юзефович работает для телевидения: он написал оригинальный сценарий сериала «Гибель империи» (2004) о работе контрразведки в Петрограде времён Первой мировой войны и революции; а также сценарии к сериалам, поставленным по его книгам. |
|