|
Евсеев Борис ТимофеевичОтец - русский, работник культуры; мать - украинка, школьная учительница. Окончил в 1970 году Херсонское музыкальное училище, в 1974 году институт имени Гнесиных и в 1995 году Высшие литературные курсы в Москве. Преподавал музыку (1974-1991), работал обозревателем в «Литературной газете» (1992-1999) и замглавного редактора в еженедельнике «Книжное обозрение» (1999-2001). Член Союза российских писателей и русского ПЕН-клуба. С 1978 г. живет в Подмосковье: пос. Заречный Сергиево-Посадского района. Страсть к сочинительству стихов и рассказов захватила еще в детстве, всерьез литературным творчеством он занялся лишь в пору своего «гнесинского» студенчества. Однако все печатные органы, куда с 1974 г. обращался Евсеев, отвергают его произведения как «искажающие советскую действительность», «модернистские», «проникнутые духом реакционно-религиозной философии». Кроме того, в 1974 году публично выступил в защиту высланного из СССР А.Солженицына. После этого доступ в официальную печать ему был перекрыт. «Первый мой рассказ, например, был о человеке, который расстреливал в тюрьме заключенных. Я знал его лично и описал очень достоверно, но когда я принес этот рассказ в редакцию, на меня посмотрели как на полного идиота…. Это целая эпопея была – пятнадцать лет непечатания, и, возможно, она еще найдет свое выражение в моей прозе». 15 лет его не печатали, он писал в стол. Так получилось, что печатающегося писателя Бориса Евсеева породила смена политического строя. Евсеев никогда не был диссидентом, но мысли о том, что происходило в стране, имел самые нелицеприятные. К счастью, у него была специальность, позволявшая зарабатывать на жизнь. Сейчас он музыкой уже не занимается, только иногда пишет книги для детей о музыкантах и композиторах. Он с самого начала знал, что его путь – в литературе, а не в музыке, и много раз пытался поступить в Литературный институт, но его туда не принимали. Формулировки были самые разные, но смысл их сводился к тому, что произведения Евсеева не соответствуют требованиям времени. Позднее он окончил Высшие литературные курсы. Работая корреспондентом "Литературной газеты", побывал во всех горячих точках и бывших советских республиках. Это был бесценный опыт. Только в начале 90-х ему удается опубликовать небольшую подборку стихов под общим названием «Время лжи уже прошло, время истин не настало» (альманах «День поэзии», 1990) и рассказ «Орфеус» о трагической судьбе девушки, вынужденной зарабатывать на хлеб игрой на флейте в подземном переходе (журнал «Согласие», 1991, № 6). В принципе, эти публикации и открыли уже сложившемуся писателю дорогу в самые авторитетные издания того времени - «Новый мир», «Октябрь», «Москву», «Дружбу народов», «Континент», «Огонек», «Новый журнал» (США) и др. На сегодняшний день автором написано и издано 10 книг
Лауреат Горьковской литературной премии, премий журналов "Октябрь", "Литературная учеба", "Новый журнал" (США), финалист премий "Ясная Поляна", "Русский Букер". Его проза и стихи переводились на английский, немецкий, арабский и другие языки. «Лавка нищих» имеет подзаголовок Русские каприччо. "Русские каприччо" - это русский излом. Нелегко уложить наше время в традиционные формы и формочки. Как считает Борис Евсеев: Человек пригорода исследован очень мало. Что мы знаем о нем? И у нас, и за рубежом много писали о деревенских и городских, а вот о пригородных как-то позабыли. А между тем люди пригорода - это целая Вселенная. Это несхожие с городскими и деревенскими понятия и мысли, это иной образ жизни. Жизнь между двух стульев сделала человека пригорода несчастным и опасным. В то же время и художественно, и житейски это новый тип. Как пройти мимо такого? Так в рассказе «Ехал на птичку Иван Раскоряк» описан пригород – Октябрь, 2008, № 9, с. 55. Сюжет – поехал Ваня на Птичий рынок продать клетку и корм для птиц. Птиц Ваня любил всей душей, чувствовал и понимал их, и была у него мечта. В этом сборнике рассказов целая галерея чудиков – порожденных в наше время и живущих всякий раз с просветом в вечность. Живущих с виду реалиями современного бытия и быта, но в каком-то полусне, сдвигающем времена и пространства. Та же лавка, торгующая нищими, существует на грани яви и ночного кошмара. Но ощущения модной «чернухи не возникает, благодаря естественному, природному изяществу музыкальной формы. Евсеев пишет «перстами легкими как сон…», возвращая нас к пониманию, что художественная литература – это прежде всего искусство языка. Крайне необычный стиль Бориса Евсеева требует от читателя определенного интеллектуального труда, но затраты окупаются для любителя свежего, незатертого литературного языка. "Энергия у Евсеева, - пишет известный критик Лев Аннинский, - внутри фразы, в ее тактильности, вкусности, плотности. Тайное и непонятное выявляется и проясняется. Бытийное проступает в миражном". Очень красиво начинаются его рассказы и отдельные главы. Короткие, выпуклые, энергичные, незаметно и ловко втягивающие в чтение: «На горбу мешок с кормом», «Яша Мырдик прикупил самолет», «Он был М, она РЖД», «Жизнь прошла, не заметил»… И не заметишь, как сам потянешь ниточку рассказа дальше. И зачитаешься. |
|