Муниципальное Казенное Учреждение Культуры
Наши проекты

Афиша

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Случайное фото

Татарские праздники

Праздники календарного цикла как составные элементы традиционной культуры татарского народа складывались в течение веков и тысячелетий в процессе трудовой деятельности людей. Однако необходимо иметь в виду, что в процессе социально-экономического и историко-культурного развития народов календарные праздники, прежде всего аккумулировавшие важнейшие события, обычаи и обряды годового народного календаря, также испытывали влияние господствовавших идеологий, мировых религий, городской культуры, особенностей быта других сословий и классов. Вместе с тем календарные народные праздники отражают этническую специфику, типологическую общность и подверженность взаимовлиянию культур.



Задание 1: По описанию понять, о каком празднике идет речь.


1. Праздник связан с зимним солнцестоянием. О его древности свидетельствует и название: в переводе с древнетюркского языка означает «огонь» и «рождённый». Значит, это время начала пробуждения Солнца (огня). О связи праздника с солнечным культом свидетельствуют и его обряды: поливание водой, разведение костров на холмах. Этот обычай у татар уходит в глубокую древность. Со временем он был забыт, но некоторые его обряды перешли в новогодние праздники. Подразумевается, что самая длинная ночь позади, а световой день отныне будет прибывать.


Начало празднования приходилось на 25 декабря и длилось две недели. Главной традицией было переодевание до неузнаваемости и хождение по гостям в таком виде. Долгие ночи оглашались весёлыми песнями, плясками до упаду, громкими заговорами, призванными поддержать пока ещё робкую силу Солнца.


2. Семейный праздник. Название праздника связано с названием каши, которую употребляли в этот день. Отмечался обычно в рамках одной семьи. Женщины накрывали стол, готовили выпечку и кашу из пшеничной муки на молоке. Затем семья собиралась за столом. Нередко приглашали родственников и пожилых людей, и пили чай.


3. В постсоветское время его стали праздновать с большим размахом, понимая как некий идейный стержень возрождения национальной культуры, объединяющий граждан всей республики Татарстан. Праздник этот органически вошёл в повседневную жизнь людей и имеет для них в первую очередь культурное значение. Он может служить своего рода эталоном праздничной культуры. Приурочен к началу лета, ассоциируется у населения с наступлением тепла, с обилием солнечных дней и открытием огородно-дачного сезона. Праздник прекрасно вписывается в действительность. Важен для татар также, как для русских Масленица. С самого утра создаётся радостное настроение. Народ становится раскованнее, ведь участие в шуточных играх, национальных спортивных состязаниях, танцах допускает некоторую свободу поведения. Такая форма поведения раньше была призвана магическими (символическими) актами воздействовать на силы природы, окружающего мира (его материальные, духовные составляющие), с тем чтобы обеспечить процветание людей, то есть получить богатый урожай. Бег, конные скачки, борьба – главные виды состязаний, сердцевина мероприятия. В программу включают музыкальные номера, пение, танцы. По характеру он напоминал собой древнегреческие олимпиады.


4. Связан с семейно-бытовыми обрядами и укладом жизни. В старину во время этого праздника проходили встречи родственников. Отделившиеся семьи стремились поддерживать  связь, поэтому летом устраивались их съезды. На съездах молодёжь знакомилась, одаривала друг друга, развлекалась. Способствовал обновлению, продолжению рода. Игры проводились в строго определённом месте: в лесу, на лугу. Они начинались своеобразным обрядом: молодёжь двух соседних сел шла навстречу друг другу с песней. После рукопожатий каждая группа отходила на своё место игры. Но главное заключалось в показе каждым своих дарований. Молодёжь пела и плясала. Девушки привозили на праздник вышитые платочки и полотенца в подарок тому, кто понравится. Особый колорит создавали их одежда и украшения. Ведь и подолы своих платьев, передники девушки вышивали сами. А на ярмарке шла бойкая торговля изделиями народных умельцев.


Задание 2: Найти еще 4 татарских праздника и написать истории их создания.


Ответы принимаются в Центре общественного доступа к сети Интернет Центральной городской библиотеки им. А. А. Азовского (Володарского, 57) или в сообщения сообщества "Квиз, Полевской!".

(Ответить)



Комментарии


Электронный каталог Вопрос-ответ Продлить книгу Заказать доставку Инвалидам по зрению