Муниципальное Казенное Учреждение Культуры
Наши проекты

Афиша

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Случайное фото

Педагоги, изменившие мир. Выготский

«Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей».


Л. С. Выготский


Психология как наука претерпела в 20 веке серьезные изменения, был пересмотрен подход ко многим теоретическим выкладкам, которые подкреплялись практическими навыками.


Важную роль в становлении этого исследовательского направления сыграл Лев Выготский – человек, который пришел в психологию случайно, но сумел сделать больше, чем дипломированные специалисты. Л. С. Выготскому принадлежит выдающаяся роль в создании молодой советской психологии. Он был одним из первых среди тех, кто возводил ее на фундаменте марксистского учения о психике и сознании. Важнейшие принципы этого учения - историзм, системность, положение об изначальной социальной природе человека - направляли его творчество. Он жил с осознанием того, что новому обществу нужна новая психология, способная служить тем целям и идеалам, которые утвердились после победы Великого Октября. Это вдохновило его на удивительный по напряженности и продуктивности научный труд. В течение всего лишь одного десятилетия благодаря его работам было существенно продвинуто знание о психической регуляции жизнедеятельности человека и намечены новые рубежи в самых различных направлениях - в исследовании коренных теоретических проблем психологии, ее исторических судеб, закономерностей развития высших познавательных процессов, их формирования в детстве - как нормальном, так и аномальном, социальной психологии, психологии искусства и многих других областях, в том числе сопредельных с психологией (педагогике, семиотике, психиатрии, истории культуры, лингвистике). Энциклопедизм в сочетании с проникновенностью анализа позволил Выготскому и созданной им крупнейшей в психологии XX в. научной школе произвести глубокие преобразования во всем строе этой науки, показав на деле возможности, которые открыла перед ней диалектико-материалистическая методология.


Главным жизненным нервом этой методологии является единство теории и практики, познания действительности и преобразования ее. Какими бы проблемами ни занимался Выготский, компасом ему служила идея о том, что у советской психологии нет более значимой задачи, чем создание научных основ для практики формирования личности человека нового, социалистического общества. В его сочинениях, к которым будет обращаться не одно поколение исследователей, содержатся блестящие образцы реализации этой цели.



В Центральной городской библиотеке имени А. А. Азовского (Володарского, 57) хранится замечательное издание трудов Льва Выготского в 6 томах. В первый том вошли методологические, науковедческие и историко-психологические труды Выготского. Во втором томе - его теоретические работы в области психологии. Третий том дает представление о творчестве Выготского в области теории детской психологии. В четвертом томе также собраны работы по детской психологии, но имеющие более конкретный и экспериментальный характер. В пятый том помещены статьи по дефектологии. Наконец, шестой том знакомит читателей с важнейшими материалами из научного архива Выготского. Труды Л.С.Выготского публикуются по тексту оригинала без изменений. Все тома снабжены справочным аппаратом: послесловием редактора, в котором приводятся библиографические справки относительно соответствующих произведений, а также краткий критико-исторический очерк той роли, которую публикуемые произведения Выготского сыграли в последующем развитии:


Выготский, Л. С. Собрание сочинений в шести томах / Л. С. Выготский ; Академия педагогических наук СССР ; главный редактор А. В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 19821984. – Текст : непосредственный.


Т. 1 :  Вопросы теории и истории психологии / под редакцией А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. – 1982. – 488 с.


Т. 2 : Проблемы общей психологии / под редакцией В. В. Давыдова. – 1982. – 504 с.


Т. 3 : Проблемы развития психики / под редакцией А. М. Матюшкина. – 1983. – 368 с.


Т. 4 :  Детская психология / под редакцией Д. Б. Эльконина. – 1984. – 432 с.


Т. 5 : Основы дефектологии. – 1983. – 368 с.


Т. 6 : Научное наследство / под редакцией М. Г. Ярошевского. – 1984. – 400 с.


В Городской библиотеке № 9 (Ленина, 9) можно взять почитать книгу Льва Выготского "Психология искусства". Она написана еще в 1925 году и вышла первым изданием в 1965 году в издательстве «Искусство», завоевала всеобщее признание и является одной из фундаментальнейших работ, характеризующих развитие советской теории искусства. Успешно переиздается и сегодня, что говорит о ее актуальности.


Статьи из научных журналов о жизни и наследии Льва Выготского:


1. Зинченко, В. П. Наследие Л. С. Выготского / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. – Текст 6 электронный // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 40. – С. 13–23. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nasledie-l-s-vygotskogo/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


2. Козлова, Н. Ю. Философско-методологические идеи Л. С. Выготского в контексте современной философии науки / Н. Ю. Козлова. – Текст : электронный // Проблемы современного образования. – 2022. – № 6. – С. 17–24. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-metodologicheskie-idei-l-s-vygotskogo-v-kontekste-sovremennoy-filosofii-nauki/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


3. Кошелева, Ю. П. Наследие Л. С. Выготского в зарубежной психологии / Ю. П. Кошелева. – Текст : электронный // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2016. – С. 77–94. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nasledie-l-s-vygotskogo-v-zarubezhnoy-psihologii/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


4. Кубасов, А. В. Формирование культурно-исторической концепции психологии в театральных рецензиях Л. С. Выготского / А. В. Кубасов. – Текст : электронный // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 8. – С. 77–82. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturno-istoricheskoy-kontseptsii-psihologii-v-teatralnyh-retsenziyah-l-s-vygotskogo/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


5. Лямзин М. А. Истоки научного творчества Л. С. Выготского / М. А. Лямзин. – Текст : электронный // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2016. – С. 69–76. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-nauchnogo-tvorchestva-l-s-vygotskogo/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


6. Мазилов, В. А. Л. С. Выготский и методология психологии / В.А. Мазилов. - Текст : электронный // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – 170–176. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/l-s-vygotskiy-i-metodologiya-psihologii/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


7. Обухов, А. С. Модернизация педагогического образования на остнове идей культурно-историчекой психологии Л. С. Выготского / А. С. Обухов. – Текс : электронный // Проблемы современного образования. – 2017. – № 4. – С. 41–60. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-na-osnove-idey-kulturno-istoricheskoy-psihologii-l-s-vygotskogo/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


8. Семина, М. В. Опережая время (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского) / М. В. Семина. – Текст : электронный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2016. – Т. 11. – № 5. – С. 130–134. – (Педагогические науки). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/operezhaya-vremya-k-120-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-l-s-vygotskogo/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


9. Собкин, В. Становление Л. С. Выготского как театрального критика: первые опыты / В. Собкин. – Текст : электронный // Развитие личности. – 2016. – № 4. – С. 37–66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-l-s-vygotskogo-kak-teatralnogo-kritika-pervye-opyty/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


10. Худик, В. А. Лев Семенович Выготский: вчера, сегодня, завтра / В. А. Худик. - Текст : электронный // Коррекционно-педагогическое образование. – 2015. – № 2. – С. 98–104. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lev-semyonovich-vygotskiy-vchera-segodnya-zavtra/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


11. Ясницкий, А. «Орудие и знак в развитии ребенка»: самая известная работа Л. С. Выготского, которую он никогда не писал / А. Ясницкий. – Текст 6 электронный // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – Т. 14. – № 4. – С. 576–606. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/orudie-i-znak-v-razvitii-rebenka-samaya-izvestnaya-rabota-l-s-vygotskogo-kotoruyu-on-nikogda-ne-pisal/viewer (дата обращения: 19.03.2023).


Уважайте себя! Читайте первоисточники!


P. S. Скачать собрания сочинений в 6 томах можно здесь: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1865.html

(Ответить)



Комментарии


Электронный каталог Вопрос-ответ Продлить книгу Заказать доставку Инвалидам по зрению